ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для родителей старших дошкольников "Формирование графических навыков у дошкольников"

Консультация для родителей старших дошкольников "Формирование графических навыков у дошкольников"

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. По данным специалистов, у многих современных детей, посещающих начальную школу, выявляется дисграфия – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. Часть из них имеют моторную дисграфию, т. е. нарушение письма, обусловленное несформированностью его моторного и графического компонентов.

Как показывает практика, трудности овладения графическими навыками, которые испытывает дошкольник, никуда не исчезают на следующем возрастном этапе, а, наоборот, порождают ряд других проблем. Со временем они могут перерасти в трудности овладения письмом, общую неуспеваемость по основным школьным предметам и дезадаптацию ребенка в школе.

Среди возможных причин, которые затрудняют обучение рисованию и письму, могут быть проблемы в двигательном развитии ребенка, трудности концентрации внимания, особенности эмоционально-волевой сферы.

Одной из наиболее распространенных в дошкольном возрасте проблем является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Она может проявляться в любом возрасте и определяется путем сравнения поведения и достижений дошкольника со средневозрастными показателями. Например, наличие моторной неловкости у трехлетнего ребенка проявляется в том, что он не умеет самостоятельно ходить по лестнице, а у шестилетнего – в том, что он не может научиться кататься на двухколесном велосипеде.

Опытный педагог может увидеть таких детей в группе детского сада, наблюдая за их движением и поведением в ходе образовательной деятельности, свободной игры и на прогулке. Основными критериями наблюдения являются следующие:

·                     легко ли ребенок может повторить позу или движения педагога;

·                     испытывает ли он трудности с мелкой моторикой (легко или с трудом ему даются движения, требующие точности и аккуратности, захват мелких предметов, координация двух рук, овладение инструментами);

·                     часто ли он теряет равновесие, падает, задевает углы;

·                     умеет ли играть в мяч (может ли поймать мяч руками или попасть по нему ногой);

·                     насколько у воспитанника развито чувство ритма;

·                     отмечается ли разница в развитии крупной и мелкой моторики (например, ребенок в целом двигается ловко, но обладает «непослушными» руками, или, наоборот, в целом неловок, но свободно управляется с мелкими предметами);

·                     как ребенок сидит за столом во время занятий (принимает ли неправильную позу, сутулится, стремится лечь на стол или сидит с перекошенной спиной);

·                     правильно ли держит карандаш после многократных попыток научить его держать правильно.

Как помочь дошкольникам, имеющим моторную неловкость, проблемы в выборе ведущей руки и двигательные трудности при рисовании? Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок), – являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

В процессе формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил:

·                     следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка;

·                     начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4);

·                     осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолинками и т. д.);

·                     проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной "дорожке" – это является одним из этапов подготовки к работе в строке);

·                     учить детей рисовать плавные линии ("волны", "лианы", "гоночные трассы для автомобилей"): сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4;

·                     рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно;

·                     использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Другой часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника. Наблюдая за такими ребенком в свободной ситуации, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень простым и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т. д.), не разворачивает сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему трудно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с трудностями концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро истощаются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

Как известно, чем младше ребенок, тем меньше времени он может концентрироваться. Применительно к формированию графических навыков это утверждение верно вдвойне. Любая графическая деятельность сопровождается повышенной концентрацией внимания, тонкой координацией движений руки и глаз, удержанием позы, планированием движения карандаша и рисунка в целом. Графическая деятельность, особенно «по заданию», требует от дошкольника больших усилий.

Чтобы помочь ребенку с трудностями концентрации внимания и планирования деятельности овладеть необходимыми графическими навыками, нужно продумать расширенную программу специальных занятий. Они могут включать в себя специальные игры и задания, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий (т. е. планировать свою деятельность).

Например:

·                     подвижные игры с правилами (игры "на внимание", например, "Съедобное-несъедобное");

·                     настольные игры;

·                     выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий);

·                     конструирование по образцу.

В обучении непосредственно графическим навыкам следует сделать акцент:

·                     на рисовании по алгоритму (ребенку предлагаются схемы, как нарисовать человека, дерево, птицу, животное и т. д.);

·                     работе с лабиринтами;

·                     графических диктантах;

·                     создании орнаментов (раскрашивание, рисование по образцу);

·                     обучении поэтапному копированию изображений.

Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно отметить проблемы обучения, связанные с мотивацией. Далеко не всем детям интересно выполнять какие-либо графические задания, особенно, если ребенок чувствует, что у него это плохо получается. Именно тех воспитанников, которые «не дружат» с карандашом и бумагой и которым нужны дополнительные занятия, сложнее всего усадить за рисование или выполнение заданий в развивающей тетради. И еще сложнее сделать так, чтобы они упражнялись в "полезных навыках", а не рисовали то, что хочется.

Вот дошкольник открывает тетрадь с развивающими заданиями, заботливо приготовленную мамой, и слышит указание: "раскрась лужи синим карандашом, а листья – оранжевым". В представлении взрослого это логично, ведь картинка связана с осенней погодой. Малыш берет карандаш, хитро поднимает на маму глаза – секунда, и вся картинка закрашена зеленым цветом. "Листья должны быть зелеными, а луж не видно", – объясняет он. Для многих детей дошкольного возраста рисование – важный способ самовыражения, творческого, фантазийного преобразования реальности и ее осмысления. Взрослый, который занимается с ребенком, поступает верно, если уважает его инициативу, видение и способы работы.

Дошкольный возраст – период игры, фантазии и творчества: "Хочу, чтоб лошадь была синей", "Пусть волосы будут розовыми", "Пусть глаза будут сбоку, а нос – сверху". Очень важно не лишить ребенка этих удивительных возможностей играть, фантазировать и творить, которые позже, в период школьного обучения, могут уже не найти применения. Именно поэтому специальные занятия по формированию графических навыков не могут заменить традиционное рисование или иные виды творческой, продуктивной деятельности. На занятиях по развитию графических навыков педагог может лишь дать детям "инструменты", с помощью которых они могут полнее реализовывать свои творческие замыслы. Предложения раскрасить что-либо определенным цветом, нарисовать конкретные геометрические фигуры или продолжить узор – а именно так чаще всего формулируются "развивающие задания" – для детей лишены смысла и, как следствие, выполняются не особенно тщательно. Необходим игровой контекст, который придаст действию очевидные для ребенка смысл и ценность. Например: "Нарисуй такой же заборчик, как здесь показано, чтобы оградить котенка от злой собаки" (для убедительности картинки можно предложить детям жалобно помяукать, как маленький котенок, или грозно полаять, как большая собака). Таким образом, актуализируется жизненный опыт дошкольников, затрагиваются их эмоциональные переживания – в этом случае ребенок будет искренне стараться нарисовать самый лучший заборчик для своего «бедного котенка".

Опыт практической работы показывает, что не стоит ожидать от всех детей, что они будут с одинаковой готовностью следовать инструкции педагога. Более зрелые и социализированные воспитанники легко адаптируются в ситуации группового занятия, другим же необходим индивидуальный подход. Чтобы заинтересовать ребенка рисованием, бывает достаточно дать ему возможность самому выбирать цвет или способ выполнения задания. При оценке выполненного педагог может закрыть глаза на некоторые погрешности или неточное следование инструкции, если видит, что дошкольник старался.

Еще одним важным аспектом, который связан с успешностью обучения, является самооценка ребенка. Чтобы дошкольник захотел заниматься рисованием или выполнять графические задания, необходимо, чтобы он почувствовал себя успешным в этой деятельности. Для этого важен подбор заданий – не слишком легких и не слишком трудных для его возраста, требующих приложения небольшого усилия для выполнения. Чем сложнее дается ребенку работа с карандашом, тем меньше должно быть это усилие, по крайней мере, поначалу.

Кроме подбора заданий, роль педагога заключается в эмоциональной поддержке детей, поощрении их усилий. На первых этапах важен не результат, а старание. Если взрослый будет акцентировать внимание дошкольника даже на небольших успехах, то маленький художник сможет постепенно обрести уверенность, а вместе с ней – желание идти дальше. Напротив, одна-две резких оценки трудов ребенка надолго отобьет у него желание заниматься рисованием и письмом по собственной воле, без принуждения со стороны взрослых.

Подводя итог вышесказанному, вернемся к основным вопросам, связанным с проблемами формирования графических навыков в дошкольном возрасте: почему ребенок не справляется с графическим заданием так же, как остальные дети? Не может, потому что ему мешают определенные трудности в его развитии? Не хочет, потому что в этот момент занят другим видом деятельности или считает себя неуспешным? Если педагог затрудняется в решении этого вопроса, наблюдая за ребенком или рассматривая его рисунки, можно предложить дошкольнику пройти графическое тестирование в игровой форме. Выберите тематику исходя из интересов дошкольника, из того, во что он любит играть: в принцесс, машинки, динозавров – и предложите выполнить задание.

Наиболее распространенными причинами, которые вызывают эти трудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии.

Другим важным аспектом, который влияет на успешность обучения ребенка, является его мотивация к графической деятельности. Если взрослые с уважением относятся к инициативе и творческому подходу дошкольника, а также поощряют его усилия, мотивация возрастает.