ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Авторский конспект по обучению грамоте по теме: «Звук Н, Н, буква Н»

Обучение грамоте

Подготовительная группа

Тема: «Звук Н, Н, буква Н»

Задачи:

Продолжить знакомство  с согласным звуком (Н,Н) и его условным обозначением- буквой Н.

Побуждать обозначать звуки (Н, Н) символами

Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.

Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки, способствовать развитию умения работать с предложением, ребусом.

Воспитывать познавательный  интерес к предмету, аккуратность.

 

Материалы и оборудование:

раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, схемы предложений.

Шкатулка, мешки синего и зеленого цвета, предметные картинки.

Ковролин, магнитно- маркерная доска,  изображение буквы, д/и «Слоговые домики», ребус, предметные картинки домашних животных, кукольные изображения персонажей сказки Н.Носова: Незнайка, Пончик, Знайка,  Пилюлькин, Пулька.

 

Ход деятельности:

  1. Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):

«На занятии будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Делайте все, не отставая,

Слушайте, не перебивая.

Говорите четко, внятко,

Чтобы все было понятно!.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать»

 

  1. Основная часть:

1.Артикуляционная гимнастика: «Поем гласные звуки»: А,О,У,Ы,Э,И.

2.Загадки из шкатулки:

«В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука — во лбу
Так похожа на трубу»    /слон/

 

«С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? …»    /конь/

 

3. -Какой последний звук в словах- отгадках?

Характеристика звука /Н, Н/  по акустическим и артикуляционным признакам. Работа над звуковыми домиками  (зеленого и синего цвета). Звук (Н) всегда согласный,  звонкий, твердый или  мягкий.

 

 

Установка на данный вид деятельности:

«За столы  свои пройдите.

Тихо сели.

На меня все посмотрели».

Педагог:

Сегодня   мы с вами отправимся в гости к одну  сказку. А героями этой сказки  являются маленькие  мальчики и девочки. Зовут их – коротышки. Как зовут главных героев? Кто написал  сказку?

И вот первый коротышка, которого мы увидели в Цветочном городе – это Пончик (вывешивается на ковролин). Пончик очень любил  полакомиться сладостями.

 

4.Игра «Найди звук» (определение места звука в словах в трех позициях)- работа со звуковой линейкой и фишкой.  Давайте посмотрим, какое угощение он нам приготовил (вывешивается по одной предметной картинке на ковролин): блины, пряник, печенье, конфета, варенье. А чем бы вы угостили Пончика? (нуга, пончик).

 

5.Коротышка- доктор Пилюлькин  (вывешивается на ковролин) не только лечил коротышек, но и следил за здоровым образом жизни своих друзей. Он рекомендовал  им  есть больше фруктов и ягод, которые богаты витаминами. Но коротышки – мальчики и коротышки- девочки  ссорятся из-за того какие фрукты или ягоды кому достанутся. Предлагаю предметы, в которых живут звук (Н) класть в мешки синего цвета- мальчики, а предметы, в названии которых живет звук (Н)-  девочкам.

Игра «Твердый, мягкий»: лимон, апельсин, малина, виноград, ананас, банан, мандарин- в синий мешок; вишня, черешня, клубника, черника – в зеленый мешок.

(двое детей держат мешки  синего и зеленого цветов, а остальные, по очереди берут  один предмет из корзинки, называют его и звук (Н) или (Н), а затем кладут предмет в соответствующий мешок.

 

6.Вывешивается Незнайка. Заветная мечта Незнайки отправиться в путешествие на Луну. Поэтому очень часто Незнайка сидит по вечерам и смотрит в звездное небо. Давайте поможем ему правильно написать эти слова, используя звуковые карточки.

Звуковой анализ слов: ЛУНА, НЕБО.

(все дети работают за столами, один ребенок у доски).

 

7.Вывешивается коротышка-Пулька.

У пульки есть домашнее животное- это его верный друг пес Булька. И заветная мечта Пульки, чтобы в каждом домики Цветочного города жил домашнее животное.

Упражнение «Слоговые домики»

(дети хором называют животных, которые педагог вывешивает на ковролин, а затем индивидуально выбирают домашнее  животное, называю его и селят в тот домик, который соответствует количеству слогов в данном слове): баран, котенок, кенгуру,  носорог, щенок,  козленок,  поросенок. Животные   (кенгуру, носорог)  не являются домашними и дети делят слова на слоги с помощью ладошек.

Правило деления слов на слоги вспомнить заранее.

 

8. Работа с предложением. В цветочном городе живут не только коротышки-  мальчики, но и коротышки- девочки.  Она очень любит собирать цветы. Цветы Синеглазка собрала и  поставила в вазу. Поможем ей найти место для вазы . Повторение правила: сколько слов в предложении, столько и полосочек. Начало предложения пишем с большой буквы.

ВАЗА НА СТОЛЕ.

ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ.

(дети выкладывают схемы предложений на столе, один ребенок пишет на доске).

Объяснение предлога НА (имеет два значения- ВОЗЬМИ, МЕСТО).

 

9.Вывешивается Незнайка .

Знакомство с буквой Н (вывешивается на магнитную доску):

«На букве Н я как на  лесенке,

Сижу и сочиняю песенки».

Графический диктант (буква Н).

«Я тетрадочку открою,

И с наклоном положу,

Я от вас друзья не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не нагнусь,

За работу я  возьмусь»

 

10. А поможем мы Винтику и Шпунтику, которые тоже работают над воздушным шаром.

Физкультминутка «Насос»: (на ковре)

«А теперь насос включаем,

Воздух сильно мы качаем.

Влево- раз,

Вправо- два,

Хороши у нас дела.

1,2,3,4-

Мы отлично потрудились»

 

11. Ребус от всех жителей Цветочного города   «МОЛОДЦЫ» (название первого звука обозначают соответствующей буквой и вписывают в клетки).

 

III. Итог.,