ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Авторский материал по ФЭМП и обучению грамоте "Лягушка-Путешественница"

                                            Тема: «Лягушка - путешественница».
 
Задачи:
 
Совершенствовать навыки счета и вычислительной деятельности; упражнять в решении занимательных задач с математическим смыслом.
Развивать логическое мышление и сообразительность, умение высказывать свои суждения; развивать зрительную память.
Воспитыватьнравственно-волевые качества – целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату, оказывать помощь сказочным персонажам.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, память. Формировать основы звуко-буквенного анализа. Продолжить работу со слогом, словом, предложением.
Воспитывать усидчивость, интерес к данному виду деятельности.
Оборудование и материалы: магнитно-маркерная доска; ковролин.
Раздаточный материал:  фишки, звуковые линейки, крестики Воскобовича, счетные палочки, карточки для звукового анализа.
Демонстрационный материал: д/и «Птицы», наглядное пособие «Болото», и/упражнение «Лягушки», игра Воскобовича «Деревья», примеры.
Ход деятельности:
 
I. Организационный момент.
 
II. Основная часть:
Загадка:
Летом в болоте
вы меня найдете,
Мой рот -  ловушка,
Для  комара и мушки.
Зелена я как трава
Моя песенка “Ква-Ква”.
 
Артикуляция звука (Л,Л). Характеристика звука: согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.
- Однажды эта лягушка отправилась в путешествие одним очень необычным способом. Путешествовала она не на машине, не на поезде, а на утках.
Как называется сказка, в которую мы попали?
 
Игровое упражнение “Болото”.
Материал: изображение болота и его обитателей. Расположение объектов произвольное.
Дети рассматривают наглядное пособие и называют представителей флоры и фауны: раки, улитки, рыбы, лягушки, лилии (лотосы).
 
Педагог  предлагает детям назвать слова, в  которых есть звук “Л” (позиция звука в словах, мягкость, твердость звука) и показать нахождение звука при помощи звуковой лингейки.
 
Вопросы для счета:
- Сколько раков?
- Сколько улиток?
- Сколько лилий?
- Сколько рыбок?
- Сколько лягушек?
- Жизнь в болоте была скучная и однообразная. Лягушка целыми днями ловила комаров и мушек и мало чем отличалась от своих сородичей.
Игровое упражнение “Лягушки”.
Счетный материал: изображения лягушек.
Педагог предлагает детям рассмотреть лягушек, отмеченных числами первого десятка и найти среди них лягушку – путешественницу.
Дети вспоминают правила определения четных и нечетных, а также предыдущих и последующих чисел, по словесной инструкции выполняют арифметический диктант.
- Больше чем 1, но меньше чем 3? – 2.
- Последующее числу 7? – 8.
- Предыдущее числу 4? – 3.
- Самое большое нечетное число из чисел первого десятка…
По окончании диктанта на ковролине остается одна лягушка, и педагог предлагает детям придумать имя для лягушки с твердым или мягким звуком “Л”.
Дети предлагают разные варианты и выполняют звуковой анализ нескольких имен.
Например: Люся Луша Глаша
Звуковой анализ имени лягушки «Люся», «Луша».
 
Игровое упражнение “Осенний лес”.
 
- Закончилось лето, и наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, начался листопад.
 
Лексическая игра «Поймай звук»
Правила игры. При  перечислении названий деревьев дети должны хлопнуть в ладоши услышав мягкий звук “Л”.
Дуб   клен вяз ольха осина тополь   липа сосна ель рябина калина.
Материал. Изображения деревьев, карточки-заместители, разноцветные листья с примерами на сложение и вычитание.
- Гуляя в лесу, вы замечали, что деревья растут группами. Для жизни и роста каждого дерева должны быть подходящие условия. Некоторые деревья растут на открытых полянках, любят солнышко, а для других деревьев больше подходит тень, низина. Помогите найти для каждого дерева благоприятное место в лесу.
Дети рассматривают изображения осенних деревьев, сравнивая  количество цветных секторов на кроне дерева  с карточкой-заместителем, размещают деревья на ковролине.
- Все чаще моросил дождь, а листья старого клена опадали на построенный летом, рыбаками  ШАЛАШ.
Знакомство с буквой “Л”.
Педагог предлагает вниманию детей изображение шалаша.
Дети рассматривают картинку, в изображении которой спрятана буква “Л”.
Конструирование буквы из счетных палочек.
- Таким шалаш был летом, а сейчас его почти не видно под листьями клена.
 
Вычислительная деятельность. Решение примеров на сложение и вычитание.
 
Динамическая пауза.
 Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сели покажем
Хвостик сложили назад.
-С наступлением осени многие птицы отправлялись в теплые края.
Игровое упражнение “Перелетные птицы”
(назвать птиц, определить перелетных, разделить слова на слоги).
Придумать предложение со словом цапля (изобразить схему предложения).
-А наша героиня отправилась в путешествие вместе с лягушками.
 
Дети рассказывают окончание сказки
-А лягушка- путешественница стала с тех пор очень знаменитой и многие сказочные художники написали портрет героини.
Конструирование. Задание “Лягушка”.
Дети работают за столами, конструируя из “Крестиков” Воскобовича изображение лягушки.
 
Заключительная часть.