ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Авторский конспект по обучению грамоте "Приключения Незнайки и его друзей"

Обучение грамоте
Подготовительная группа
Тема: Приключения незнайки и его друзей
/«Звук Н, Н, буква Н»/
Задачи:
Продолжить знакомство  с согласным звуком (Н,Н) и его условным обозначением- буквой Н.
Побуждать обозначать звуки (Н, Н) символами
Формировать умение соотносить схему слова с названием изображенного предмета.
Способствовать развитию звуко- буквенного анализа, фонематического слуха, памяти, зрительного внимания, графических навыков, мелкой моторики руки, способствовать развитию умения работать с предложением.
Воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность.
Материалы и оборудование:
раздаточный материал: фишка, звуковая линейка, карточки для звукового анализа, простые карандаши, схемы предложений.
Шкатулка, мешки синего и зеленого цвета, предметные картинки.
Ковролин, магнитно- маркерная доска, изображение буквы, д/и «Слоговые домики», «Воздушные шары», ребус, предметные картинки домашних животных, кукольные изображения персонажей сказки Н.Носова: незнайка, Пончик, Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин, Синеглазка.
Ход деятельности:
I.                   Организационный момент (стоя в кругу, на ковре):
«На занятии будьте старательными,
Будьте спокойными и внимательными.
Делайте все, не отставая,
Слушайте, не перебивая.
Говорите четко, внятко,
Чтобы все было понятно!.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать»
 
II.                Основная часть:
1.Артикуляционная гимнастика: «Поем гласные звуки»: А,О,У,Ы,Э,И.
2.Загадки из шкатулки:
«В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу»   /слон/
«С подстриженной гривой,
Скачет ретиво,
Чуть шпорами тронь,
Кто же это? ...»    /конь/
3. -Какой последний звук в словах- отгадках?
Характеристика звука /Н, Н/ по акустическим и артикуляционным признакам. Работа над звуковыми домиками (зеленого и синего цвета). Звук (Н) всегда согласный, звонкий, твердый или мягкий.
Установка на данный вид деятельности:
«За столы свои пройдите.
Тихо сели.
На меня все посмотрели».
Педагог:
Сегодня   мы с вами отправимся в гости к одну сказку. А героями этой сказки являются маленькие мальчики и девочки. Зовут их – коротышки. Как зовут главных героев? Кто написал сказку?
И вот первый коротышка, которого мы увидели в Цветочном городе – это Пончик (вывешивается на ковролин). Пончик очень любил полакомиться сладостями.
4.Игра «Найди звук» (определение места звука в словах в трех позициях)- работа со звуковой линейкой и фишкой. Давайте посмотрим, какое угощение он нам приготовил (вывешивается по одной предметной картинке на ковролин): блины, пряник, печенье, конфета, варенье. А чем бы вы угостили Пончика? (нуга, пончик).
5.Коротышка- доктор Пилюлькин  (вывешивается на ковролин) не только лечил коротышек, но и следил за здоровым образом жизни своих друзей. Он рекомендовал им есть больше фруктов и ягод, которые богаты витаминами. Но коротышки – мальчики и коротышки- девочки ссорятся из-за того какие фрукты или ягоды кому достанутся. Предлагаю предметы, в которых живут звук (Н) класть в мешки синего цвета- мальчики, а предметы, в названии которых живет звук (Н)- девочкам.
Игра «Твердый, мягкий»: лимон, апельсин, малина, виноград, ананас, банан, мандарин- в синий мешок; вишня, черешня, клубника, черника – в зеленый мешок.
(двое детей держат мешки синего и зеленого цветов, а остальные, по очереди берут один предмет из корзинки, называют его и звук (Н) или (Н), а затем кладут предмет в соответствующий мешок.
6.Вывешивается Незнайка. Заветная мечта Незнайки отправиться в путешествие на Луну. Поэтому очень часто незнайка сидит по вечерам и смотрит в звездное небо. Давайте поможем ему правильно написать эти слова, используя звуковые карточки.
Звуковой анализ слов: ЛУНА, НЕБО.
(все дети работают за столами, один ребенок у доски).
7.Вывешивается коротышка-Пулька.
У пульки есть домашнее животное- это его верный друг пес Булька. И заветная мечта Пульки, чтобы в каждом домики Цветочного города жил домашнее животное.
Упражнение «Слоговые домики»
(дети хором называют животных, которые педагог вывешивает на ковролин, а затем индивидуально выбирают домашнее  животное, называю его и селят в тот домик, который соответствует количеству слогов в данном слове): баран, котенок, кенгуру, носорог, щенок, козленок, поросенок. Животные   (кенгуру, носорог) не являются домашними и дети делят слова на слоги с помощью ладошек.
Правило деления слов на слоги вспомнить заранее.
8. Работа с предложением. Вывешивается Синеглазка. В цветочном городе живут не только коротышки- мальчики, но и коротышки- девочки. Любимое занятие Синеглазки – это собирание цветов. Цветы Синеглазка собрала, поставила в вазу. Поможем ей найти место для вазы. Повторение правила: сколько слов в предложении, столько и полосочек. Начало предложения пишем с большой буквы.
ВАЗА НА СТОЛЕ.             
ВАЗА СТОИ НА СТОЛЕ.
КРАСИВАЯ ВАЗА СТОИТ НА СТОЛЕ.
КРАСИВАЯ ВАЗА СТОИТ НА БОЛЬШОМ СТОЛЕ.
(дети выкладывают схемы предложений на столе, один ребенок пишет на доске).
Объяснение предлога НА (имеет два значения- ВОЗЬМИ, МЕСТО).
9.Вывешивается Незнайка .
Знакомство с буквой Н (вывешивается на магнитную доску):
«На букве Н я как на лесенке,
Сижу и сочиняю песенки».
Графический диктант (буква Н).
«Я тетрадочку открою,
И с наклоном положу,
Я от вас друзья не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь»
10.Вывешивается Знайка. Он очень умный, потому, что читает очень много книг. Давайте и мы покажем Знайке, что не только умеем читать, но еще и придумывать слова. А сейчас он думает как правильно построить воздушный шар.
Слоговое чтение. Составление слов с заданным слогом.
Лексическая игра «Воздушные шары»: НА (сосна, резина, машина, малина), НО (носорог, ножницы, ножи), НУ (конура),  НИ (Нина), НЫ (машины, слоны).
А если переставить в слове сосна слоги местами, получится новое слово НАСОС (можно напечатать на магнитной доске). А поможем мы Винтику и Шпунтику, которые тоже работают над воздушным шаром.
11.Физкультминутка «Насос»: (на ковре)
«А теперь насос включаем,
Воздух сильно мы качаем.
Влево- раз,
Вправо- два,
Хороши у нас дела.
1,2,3,4-
Мы отлично потрудились»
12. Ребус от всех жителей Цветочного города   «МОЛОДЦЫ» (название первого звука обозначают соответствующей буквой и вписывают в клетки).
13. Слова- антонимы: это слова, противоположные по смыслу. Начинаться они должны со звука (Н) или (Н):
Да- нет
Высоко- низко
Налево-направо
Потерять- найти
Конец-начало
Высушить-намочить
Можно-нельзя
День-ночь
Старый-новый
Земля-небо
Верх-низ
III. Итог.