ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Проектирование организованной образовательной деятельности в ДОО

Проектирование
организованной образовательной деятельности в  ДОО.
Консультация для педагогов.
  Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом деле является составление популярной в настоящий момент технологической карты занятия.
Составление технологической карты приучает к тщательной разработке каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного алгоритма:
определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов  →         уточнение  типа и вида  занятия    →    выбор технологии, методов и приемов обучения    →   определение структуры.
Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.
Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.
Примеры   формулирования предполагаемых результатов занятия:
·         предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
·         планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать   …., уметь  …
·         планируется, что к окончанию занятия учащиеся   смогут выполнить  …
·         планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …
 В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:
- обучающие (получение знаний, умении и навыков);
- общеразвивающие (формирование личностных качеств);
- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).
Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности.
Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей :
·         формирование и развитие творческих способностей учащихся;
·         удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
·         формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
·         обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
·         выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
·         профессиональную ориентацию учащихся;
·         создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
·         подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
·         социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
·         формирование общей культуры учащихся.
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы  их развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.
При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития.
Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям.  Однако, временные рамки достижения результатов - особенно развивающего и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать волевые качества и т.д. Поэтому одна и та же цель может повторяться, становясь стержнем для блока занятий.
Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы  занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических технологий, которые будут использоваться.
В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие:
- Изучение и усвоение нового материала.
- Демонстрация знаний и способов действия.
- Совершенствование способов действий и знаний.
- Контроль и коррекция действий и знаний.
- Сочетание всех функций.
На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей.  В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.
Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы организации деятельности обучающихся.
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других, т.к. она в большей мере отвечает современным тенденциям индивидуализации обучения в ДО.
Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.  Индивидуализация обучения предоставляет  детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.
Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.
Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».
В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
 В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики.
Остановимся на технологии деятельностного подхода,  которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:
·         деятельности: ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;
·         непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;
·         целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;
·         минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;
·         психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
·         вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;
·         творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
 
 
 
Литература.
·         Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М.: Просвещение, 2007 – 295 с.
·         Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М.: ВЛАДОС, 2004.- с.52.
·         Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников http://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
 
·         Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные
·         Мартиросян Б.П., Горский В.А. Инновации в дополнительном образовании. -   Дополнительное образование, № 4, 2003.
·           Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/417446/
 
Приложение 1.
 
Пример технологической карты занятия
Технологическая карта занятия
 
Образовательная программа: "Обучение грамоте"
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Тема занятия: "Введение в образовательную программу"
Цель занятия: формирование представления о звуках речи.
Задачи: Формировать представление о звуке, как единице речи; познакомить с термином «речевой звук»; познакомить с органами артикуляционного аппарата;
развивать фонематический слух,  артикуляционный аппарат, внимание, память;
воспитывать дисциплинированность, интерес к открытию нового.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала
 
Этапы занятия
Время, мин
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Методы
обучения
Формы обучения
Прогнози-руемый результат образова-тельной деятельности
Учебно-методическое обеспече-ние
Организационный момент
1
Приветствие детей, проверка готовности к занятию.
Приветствие.
словесный
фронтальная
Формальная готовность к занятию
 
Сюрпризный момент
2
Педагог приглашает детей отправиться в волшебный город, познакомиться с его жителями. Кто эти жители, нам подскажет Буратино. Но Буратино, не может издать ни звука... Что же произошло?
Участие  в диалоге с педагогом.
наглядно-словесный
фронтальная
Активизация внимания, настрой на работу
Игрушка: Буратино
Игровая ситуация "Волшебный мешочек"
3
Педагог предлагает детям рассмотреть вещи, которые принес Буратино в волшебном мешочке, рассказать что это.
3 человека выходят к доске, достают предметы, показывают и рассказывают, что у них в руках. Остальные дети слушают, помогают детям с ответами.
наглядно-практический
фронтально-групповая
Формирование представление о том, что разные   предметы могут издавать  разные звуки
Волшебный мешочек, со "звучащими" предметами: бубен, колокольчик, бумага и ножницы.
Дидактическая игра "Угадай, что звучит"
2
Педагог предлагает группе детей по очереди звенеть бубном, звонить в колокольчик, резать бумагу.
Группа детей выполняет задание педагога, остальные отгадывают, какой именно предмет издал звук.
практический
Фронтально-групповая
Формирование представления о том, что предметы издают разные звуки.
Волшебный мешочек, со "звучащими" предметами: бубен, колокольчик, бумага и ножницы.
Дидактическая игра "Молчанка"
1
Педагог предлагает детям закрыть глаза и прислушаться, какие именно звуки они услышат вокруг себя.
Закрывают глаза, слушают звуки.
практический
фронтальная
Подведение к выводу "Звуки бывают разные"
 -
Игровая ситуация "Поможем Буратино заговорить"
2
Педагог обращает внимание детей, что мы слышали разные звуки, но не слышали ни одного звук а от нашего гостя.
Дети перечисляют, что именно нужно Буратино, и каждому человеку, чтобы можно было говорить. Рассматривают иллюстрацию "Речевой аппарат"
наглядно-словесный
фронтальная
Формирование представлений о речевом аппарате. Буратино заговорил, так как у него все в порядке с речевым аппаратом, мы это выяснили.
Игрушка Буратино
 
Физкультурная пауза
2
Педагог читает стихотворение, вместе с детьми делает зарядку
Дети делают зарядку
практический
фронтальная
Отдых, расслабление
 -
Рассматривание картинки "Речевой аппарат"
2
Сопровождает рассматривание и изучение речевого аппарата
Дети рассматривают иллюстрацию, пользуясь зеркальцем, "находят" у себя губы, зубы, язычок.
словесно-наглядный
фронтальная
Совершенствование представлений о речевом аппарате
Иллюстрация "Речевой аппарат"
Зеркальце у каждого ребенка
"Сказка о язычке"
2
Педагог рассказывает сказку о язычке.
Слушание сказки
словесный
фронтальная
Совершенствование представлений о речевом аппарате, о звуках речи
-
Артикуляционная гимнастика
2
Педагог проводит артикуляционную гимнастику
Выполнение гимнастики