ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Модель (практика) образовательной деятельности в ДОО. Участие в публичном конкурсе на лучшую модель ДО.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 169»
Краснозвездная ул.,24а, Воронеж, Воронежская область, Россия, 394062
 
 
 
 
 
 
 
 
Описание модели (практики), обеспечивающей  доступность дошкольного образования для всех детей, включая модели  (практики) раннего развития детей
«Школа маленьких волшебников»
Номинация «Панорама педагогических идей в речевом развитии дошкольников»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
От того, как ребёнку
будет открыта звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова,
зависит не только усвоение грамоты,
 но и всё последующее усвоение языка.
Д.Б. Эльконин
 
Познание мира  - вокруг нас, часто в нас самих. Это как «красота, в глазах смотрящего». Человек сам волен видеть мир красочным или тусклым.  Хорошо бы помочь мыслить ребенку одновременно критически и радостно. Сущность детства такова, что оно открыто миру. Задача взрослого не обременить ребенка рамками и стереотипами, а дать ему возможность видеть множество вариантов действий. Почему бы ему, говоря детским языком, не стать немного волшебником? Сделав какое-либо открытие через призму чуда, волшебства, вряд ли человечек просто о нем забудет. Мало того, возможно, ему захочется повторить заинтересовавшие его ситуации, опыты, действия. Ведь творчество открывает ребенку многие границы. Творческое начало при выборе методов и приемов работы с детьми диктуют и современные тенденции развития образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования в первую очередь направлен на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничество со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
Одной из образовательных областей ФГОС ДО является «Речевое развитие». Определенная сложность в реализации данной образовательной области заключается в ряде объективных причин, таких как, задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха дошкольников. Именно формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дает определенную базу для решения вышеназванных проблем.
Актуальность модели (практики)  «Школа маленьких волшебников» (далее – модель (практика) заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении и развитии ребенка между детским садом и начальной школой. Необходимость реализации данной модели (практики) соответствует потребностям времени и социальному заказу родителей воспитанников, таким образом, носит социально-педагогическую направленность.
Модель (практика) разработана на основе учебно-методического комплекса Е.В.Колесниковой «От звука к букве», решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста (5-7 лет) и базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии, разработанных Элькониным Д.Б., Давыдовым В.В., Выготским Л.С. 
За основу ее формирования взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чистозвуковой период обучения.
Отличительная идея модели (практики) от уже существующих в этой области, заключается в том, что она учитывает тенденции модернизации российского образования, требования ФГОС дошкольного образования и педагогические принципы работы с детьми, разработка сюжетов игр и их и использование продиктовано непосредственно инициативой детей.
Основная цель модели (практики) - развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие интереса и способностей детей к чтению, через игру.
Задачи модели (практики):
формировать и развивать звуковую культуру речи, навык звуко-буквенного анализа и синтеза;
развивать фонематический слух;
развивать интерес и способность к чтению;
готовить руку к письму через развитие основных движений, мелкой моторики руки, формирование графических навыков. 
В модели (практике)  используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то для реализации модели (практики) была разработана система авторских игр и игровых пособий по обучению дошкольников грамоте.
 В настоящее время существует целая индустрия развивающих игрушек. А ведь, если присмотреться внимательнее, то все, что окружает ребенка в детском саду – это и есть путь к развитию. Даже современные государственные стандарты отдельной, важной строкой выделяют предметно-развивающую среду. В рамках данной модели (практики), представлены авторские игры и пособия, которые позволяют  максимально эффективно использовать то, что окружает ребенка вокруг ежедневно.
Выбор игр определяется следующим тематическим планированием
ТЕМА
1.    
Знакомство с многообразием слов.
2.    
Знакомство с протяжённостью слов (длинные и короткие)
3.    
Звуки речи. Знакомство со звучанием слов: звонко, громко, тихо.
4.    
Сравнение слов по звучанию.
5.    
Слог как минимальная единица произнесения.
Деление слов на слоги.
6.    
Звуковой анализ двух-пятизвуковых слов.
7.    
Звуковой синтез слов.
8.    
Разграничение понятий «звук» и «буква».
9.    
Изолированные звуки - буквы.
10.                      
Дифференциация гласных и согласных звуков.
11.                      
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
12.                      
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
13.                      
Основные элементы больших и малых букв и их названия. Нахождение этих элементов в алфавите.
14.                      
Слог, слово, предложение, текст.
15.                      
Упражнения в развитии мелких мышц руки и координации движений (обводка по пунктирным линиям и бледному шрифту контурных рисунков и их штриховка, раскрашивание, рисование бордюров).
16.                      
Нахождение различий в двух похожих рисунках
17.                      
Нахождение несоответствий в рисунках
18.                      
Заучивание стихотворений, потешек, чистоговорок и скороговорок с изучаемым звуком или буквой.
Примечание: в связи с тем, что занятия проходят в игровой форме и носят исключительно комплексный характер, не представляется возможным определить количество часов, выделенных на каждую конкретную тему, так как каждая из них является одним из этапов систематических занятий.
               Итого 72 часа
 
Распределение программного материала
1 год обучения
Программа на учебный год:
- Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть заданные звуки.
- Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Познакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Формировать умение различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
- Формировать умение определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).
- Продолжить знакомить с графическим изображением слова – прямоугольником (моделирование).
- Познакомить с условным обозначением звуков: гласные - красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зелёный цвет, используя при этом круги и/или квадраты (моделирование).
- Формировать умение обозначать на схеме место звука в слове, используя графические изображения звуков.
- Формировать умение слова с помощью графических изображений.
- Формировать умение писать печатные буквы в клетке, используя образец.
- Формировать умение соотносить звук и букву.
- Формировать умение писать слова, предложения печатными буквами.
- Формировать умение проводить звуковой (фонетический ) анализ слова.
- Способствовать развитию фонематического восприятия.
- Формировать умение читать слова, предложения.
- Познакомить с ударением, ударным слогом, ударными гласными.
- Познакомить с термином «предложение».
- Формировать умение правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение».
- Формировать умение составлять предложение из двух, трёх, четырёх слов.
- Формировать умение записывать предложение условными обозначениями.
- Способствовать развитию графических навыков.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
 
2 год обучения
Программа на учебный год:
- Продолжать знакомить с буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.
- Совершенствовать умение проводить фонетический разбор слова.
- Закреплять умение соотносить звук и букву.
- Способствовать запоминанию алфавитного стоя букв.
- Формировать умение читать слова, стихотворения , тексты.
- Способствовать умению разгадывать ребусы, кроссворды.
- Продолжать формировать умение писать слова, предложения печатными буквами.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Продолжать формировать умение читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.
- Формировать умение понимать прочитанный текст.
- Развивать интерес и способность к чтению.
- Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
 
На пути к обучению грамоте.  Формирование представлений о слове.
Все мы знаем о великой роли тактильных ощущений для любого человека и для ребенка в частности. Как говорить с ребенком о таких отвлеченных и достаточно абстрактных вещах как предложение, слово, слог, звук речи? Выход один – дать ребенку возможность пощупать, подержать, переставить, переложить и т.д. Нужно конкретизировать эти понятия, сделать их осязаемыми.
Итак, слово. Начиная, ориентировочно, со среднего возраста, мы говорим о слове, как о достаточно живом объекте. Слово может быть коротким, а может быть длинным. Вспоминая методику развития речи О.Ушаковой, мы измеряем продолжительность слов с помощью ладошек.
 СОК, СУП, ЛЕС – ладошки не успевают далеко разбежаться, слово оказывается КОРОТКИМ. МАТРЕШКА, ГАРМОШКА, ПИРАМИДКА  или ТЕЛЕВИЗОР – вот уже ДЛИННЫЕ слова. Слово начинает приобретать очертания, оказывается в него уже можно поиграть. Мы вспомнили много коротких слов и построили поезд, в нем вагонов много, но все они КОРОТКИЕ (возможно использовать слова БОЛЬШИЕ и МАЛЕНЬКИЕ). А следом другое задание – и вот уже выстроился поезд из длинных вагонов.
На данном этапе наша цель достигнута: слова  -  это отдельные единицы, из них можно построить предложение, тот же поезд.
Большим успехом у детей пользуются пособия «Морковки в огороде», и «Зайки на прогулке».
Делим слова на слоги.
Далее оказывается, что слова можно раз-де-лить.  То есть нужно дать ребенку понятие о слоге таким образом, чтобы в его сознании оно прочно  укрепилось. Здесь нам на помощь снова приходить взаимодействие зрительной памяти и тактильных ощущений. На данном этапе использую такую игру, как «Горошины в стручке» - ребенок получает слово-стручок и открыв замочек-молнию видит, что горошин в этом стручке 2-3-4 и т.д. Слово можно разбить на части или СЛОГИ. Мы беседуем: сколько слогов в слове, придумай слово, в котором столько же слогов, положи в стручок слово из двух (трех, четырех) слогов и т.п. Конечно же, на слух мы проверяем количество слогов с помощью хлопков.
Разделить слова на слоги поможет и такое пособие, как «Волшебная ромашка» - на нее можно поселить маленьких жучков, количество которых совпадает в количеством слогов в слове.
Пособия «Парусники» и «Домики» - переносят нас от действий с предметами к действиям с картинками. здесь мы уже распределяем слова по количеству слогов на группы.
Звуки речи.
Работа со звуками является, на мой взгляд, наиболее трудоемкой.
Для того, чтобы познакомить детей с цветовым обозначением звуков предлагаю следующую сказку, которую мы проигрываем вместе в ребятами. Дети уже узнали, что звуки бывают гласными и согласными, согласные, в свою очередь, твердыми и мягкими. Итак, у нас есть лист бумаги, палитра, кисточка, вода, краски - красная, синяя и желтая. Желтым цветом бы обозначали звук, которому еще не давали характеристику.
В одном прекрасном городе жили-были разные  звуки (здесь и далее мы имеем дело со звуками речи). Гласные звуки очень любили петь. И пели они настолько красиво, что никто не смел им в этом помешать, не было для них никаких преград. Они так красиво открывали ротики во время пения, что всем художникам сразу хотелось их изобразить! Какой краской нам нарисовать поющий ротик? (Рисуем с левой стороны листа большой красный круг). Но гласные пели так громко и чисто, что скоро на картинах