ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов песочной терапии

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Обучение грамоте

Старшая  группа

Тема: «Звуки [л, л'],   буква Л».

Цель: развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Задачи: познакомить со звуками [л, л'] и  их условным обозначением, закрепить знание понятий "звук", "буква", формировать умение определять место звука в словах, выделять его из ряда других звуков на слух, познакомить с буквой Л, формировать умение писать ее, используя образец; развивать фонематический слух, внимание, память;

воспитывать интерес к познанию, трудолюбие.

Форма организации: подрупповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки для звукового анализа по числу детей; шарики трех цветов для демонстрационного звукового анализа; картинный словарь: луна, солнышко, автомобиль, Братец Кролик, Братец Лис;  Д/и "Найди место звука в слове"; Иллюстрация буква Л,

Тетради с заданием, цветные карандаши, конструктор букв (Воскобович)

Цветной песок в тарелочках, песочница с буквами Л по количеству детей,

касса букв (у детей), карточки-слоги демонстрационные;

лента букв.

Наклейки смайлики веселые и грустные (каждый вид по количеству детей).

 

 

Ход деятельности.

 

1

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Что мы делаем на занятии по обучению грамоте? Учим звуки и буквы.

Сегодня мы повторим звуки и буквы, которые приходили к нам на предыдущие занятия и познакомимся с новым. А что это будет за гость, ребята узнают чуть позже...

Повторение правила "Звуки и буквы" (Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

3

3. Д/и "Зажги фонарики". Работа с сигнальными карточками.

Перед работой повторяем что обозначаем красным цветом, синим, зеленым.

Педагог называет звук, дети поднимают нужный цвет фонарика.

Повторяем: звуки бывают гласные (как они произносятся, что мы о них знаем)? согласные (какие преграды они встречают? какими бывают?)

2

4. Знакомство со звуками [л, л']. Фонетическая игра "Поймай звуки".

Педагог называет звуки, дети соединяют их в слоги, называют.

Л - А, Л- О, Л- У, Л - Ы.

Какой звук был первым?

Произнесение звука. Наблюдение за артикуляцией. Характеристика.

Есть ли у этого звука мягкая пара?

Вспомните  слова с этими звуками.

1

5. Игра «Раскрась звук»

Дети характеризуют первый звук в названном слове, поднимают нужный фонарик.

2

6. Д/и "Найди место звука в слове"

(луна, солнышко, автомобиль)

3

7. Звуковой анализ слова ЛИС. Кого привез АВТОМОБИЛЬ?

Зверя отгадаешь ты,

Это рыжий брат лисы.

С книжных убежал страниц

Очень хитрый братец ... ЛИС.

Звуковой анализ слова - фронтальная работа, с параллельным выполнением на доске (мячики).

Братец Кролик - где живет новый звук?

2

8. Физпауза

Солнышко лучистое (1 куплет)

 

1

9. Песочная терапия. Дети приглашаются к большой песочнице и ищут в ней буквы. Все буквы Л. (их фетра, пластмассовые, из липучек, из палочек, написанные на карточках, сделанные из пластилина).

3

10. Знакомство с буквой Л.

а) чтение и заучивание стихотворения о букве Л,

Алфавит продолжит наш

Буква Л - лесной шалаш.

 рассматривание иллюстрации буквы Л;

б) на что похожа буква Л;

в) поиск домика буквы на ленте букв;

г) пальчиковая гимнастика в воздухе, на цветном песке;

г) рисование буквы Л на цветном песке.

2

11. Работа с конструктором букв (по Воскобовичу).

3

12. Работа с кассой букв. Синтез слогов ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ (работа микрогруппами, по заданию педагога).

Дети, справившиеся с заданием раньше других, находят эти слоги на подносе и вывешивают их на магнитную доску.

Хоровое пропевание слогов.

3

13. Работа в тетради. Слушание сказки про букву Л. Выделение слов с новыми звуками.

Найти и раскрасить букву Л. Посмотреть, что получилось. Назвать слова с новыми звуками, которые услышали в сказке.

1

14. Рефлексия.

Все ли понятно было на занятии. Было ли трудно. Понравилось дружить с буквами и звуками. Педагог предлагает выбрать каждому ребенку наклейку-смайлик (веселый или грустный) в коробочке и прикрепить на магнитную доску.