ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Грамматика в играх.Из опыта работы. Подборка игр, на формирование грамматического строя языка. Старшая группа.

Из опыта работы.
Подборка игр на формирование грамматического строя языка.
Старшая группа.
 
1.      Игра «Лишнее слово».
 
Дидактическая задача: игра способствует развитию слухового внимания, обогащению словаря и уточнению значения слов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что сейчас вы будете произносить слова, а его попросите называть лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал.
Шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки. (Сапоги – обувь.)
Зима, весна, лето, осень, ноябрь. (Ноябрь – месяц.)
Ёж, белка, заяц, лиса, рыба. (Рыба.)
Шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (Панаму носят летом.)
 
2.      Игра «Объясни».
 
Дидактическая задача: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: называйте ребенку поочередно словосочетания и просите объяснить, что они означают.
Лексический материал.
Земля – как белый пушистый ковер.
Зима – веселое время года.
Снежное пальтишко лежит на плечах.
У неё иголки зимой в серебре.
И превратились  лужицы в холодное стекло.
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
 
3.      Игра «Подбери слова».
 
Дидактическая задача: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете называть действие или определение. А его попросите подобрать предмет.
Лексический материал.
Зимой ветки засыпаны… (снегом).
Расстелила зима по земле белый пушистый… (ковер).
Медведь устраивает в чаще леса… (берлогу).
Берлога – это глубокая… (яма в земле).
В феврале у медведиц появляются… (медвежата).
 
4.      Игра «Тепло или холодно».
 
Дидактическая задача: понимать значения слов; усвоит пары антонимов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: объясните ребенку, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением, например: много – мало, белый – черный, лежать – бежать, весело – грустно.
Лексический материал.
Предложите ребенку подобрать антонимы.
Осенью теплее – зимой… (холоднее).
Звери сытые – звери … (голодные).
В шапке тепло – в панамке… (холодно).
Ворона большая – воробей… (маленький).
Сосна справа – береза… (слева).
На деревьях ветки длинные – на кустах… (короткие).
Лисичка идет – зайчик… (прыгает).
 
5.      Игра «Подумай и измени».
 
Дидактическая задача: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное числ имени существительного на множественное.
Лексический материал.
Я купил ёлку – я купил… (ёлки).
Я кормлю белочку – я кормлю… (белочек).
Я повесил на ёлку фонарик – я повесил на ёлку… (фонарики).
Я иду за клюшкой – я иду за… (клюшками).
Я чищу шапку – я чищу… (шапки).
Я вижу зайца – я вижу… (зайцев).
Я сыплю синичке крошки – я сыплю… (синичкам) крошки.
 
6.      Игра «Назови общую часть».
 
Дидактическая задача: подбирать однокоренные слова.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень); предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив при этом свой выбор.
Лексический материал.
Зимний, зимующий, зимородок.
Ледовый, ледник, подледный, ледяной.
Снежный, подснежник, снеговик, Снегурочка, снежинка.
Холодный, холодок, холодеть, холодильник.
Облака, облачный, заоблачный.
Мороз, морозище, морозный, морозец, заморозило, заморозки.
Лед, ледяной, ледовый, ледышка, ледник, заледенеть.
 
 
 
 
 
7.      Игра «Слова».
 
Дидактическая задача: согласовывать имена существительные с прилагательными.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый».
Куртка какая? (Белая.)
Сапоги какие? (Белые.)
Поле какое? (Белое.)
Снеговик какой? (Белый.)
Затем аналогично обыграйте прилагательное «серебристый».
Снег какой? (Серебристый.)
Дорога какая? (Серебристая.)
Ветки какие? (Серебристые.)
Озеро какое? (Серебристое.)
 
8.      Игра «Слова».
 
Дидактическая задача: образовывать слова при помощи суффиксов.
Оснащение: мяч.
Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Лексический материал.
Шуба теплая – шубка тепленькая.
Лиса хитрая – лисичка хитренькая.
Заяц белый – зайчик беленький.
Сапоги чистые – сапожки чистенькие.
Ветка короткая – веточка коротенькая.
Шишка длинная – шишечка длинненькая.
Ворона черная – вороненок черненький.
Снег белый – снежок беленький.
 
9.      Игра «Кто с кем?».
 
Дидактическая задача: употреблять слова в творительном падеже; правильно называть детенышей животных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: расскажите ребенку, что животные пошли на прогулку со своими детенышами. Предложите ему ответить, кто с кем пошел гулять.
Затем предложите ребенку составить с этими словосочетаниями предложения или, по желанию, составить небольшой рассказ.
Лексический материал.
Заяц с… (зайчонком).
Лиса с… (лисенком).
Медведь с… (медвежонком).
Белка с… (бельчонком).
Волк с… (волчонком).
Ёж с… (ежонком).
 
10. «Кому угощение?»
 
Дидактическая задача: употребление трудных форм существительных.
Оснащение: корзинка, картинки с изображением зверей и угощения для них.
Ход игры:   Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
 
«Закончи предложение»
(употребление сложноподчинённых предложений)
·Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)
·Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)
·Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)
·Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)
·Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)
·Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
·Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)
·Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
·Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
·Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
«Режим дня»
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
«Кому угощение?»
( употребление трудных форм существительных)
Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц — гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«Назови три слова»
(активизация словаря)
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
·Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
·Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«Кто кем хочет стать?»
(употребление трудных форм глагола)
Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.
«Зоопарк»
(развитие связной речи).
Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид;
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
«Сравни предметы»
(на развитие наблюдательности, уточнение словаря за счёт названий
деталей и частей предметов, их качеств).
В игре можно использовать как вещи и игрушки, одинаковые по названию, но отличающиеся какими-то признаками или деталями, так и парные предметные картинки. Например, два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т.д.
Взрослый сообщает, что в детский сад прислали посылку. Что же это? Достаёт вещи. «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас — о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например: Взрослый: «У меня нарядный фартук».
Ребёнок: «У меня рабочий фартук».
Взрослый: «Он белого цвета в красный горошек».
Ребёнок: «А мой — тёмно-синего цвета».
Взрослый: «Мой украшен кружевными оборками».
Ребёнок: «А мой — красной лентой».
Взрослый: «У этого фартука по бокам два кармана».
Ребёнок: «А у этого — один большой на груди».
Взрослый: «На этих карманах — узор из цветов».
Ребёнок: «А на этом нарисованы инструменты».
Взрослый: «В этом фартуке накрывают на стол».
Ребёнок: «А этот одевают для работы в мастерской».
«Кто кем был или что чем было»
(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).
Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?
«Назови как можно больше предметов»
(активизация словаря, развитие внимания).
Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
«Подбери рифму»
(развивает фонематический слух).
Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шёл жучок,
Песню пел в траве ... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
«Назови части предмета»
(обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части).
Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.
I вариант: дети по очереди называют части предметов.
II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.