ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Проект « Остров здоровья»

 Проект « Остров здоровья»

Выполнила:

Ульянцева Е.Н.

Проект «Остров здоровья»

Тип: Информационно-практико-ориентировочный проект.

Срок:  Октябрь-Апрель.

Участники:  дети  старшего дошкольного возраста , родители, инструктор по физкультуре .

Проблема: Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Актуальность: Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Ведущая педагогическая идея: реализация системы  педагогической работы по приобщению детей  и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.

Цель: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей.

Задачи:

Формировать у детей первичные ценностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ, активизация роли родителей в создании ЗОЖ.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

Основной этап.

Работа с детьми;

Работа с родителями;

Работа с инструктором по физкультуре.

Заключительный.

1.Определение проблемы, цели и задач проекта.

Изучение литературы, подбор материала, подбор диагностического инструментария.                   Воспитатель

2.  Создание предметно-развивающей среды:

Создание  в группе Физкультурно-оздоровительного центра.

Подбор художественной литературы для детей

Подбор методической литературы.

Изготовление дидактических пособий, разработка занимательных дел.

Создание макетов  «Больница», «Аптека».

Составление картотек по ЗОЖ.

Воспитатель.

3. Диагностическое обследование:

Анкетирование «Здоровый образ жизни».

Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».

Опросник «Что такое здоровье?»

Анкетирование «Фитотерапия, ароматерапия в группе ».

Родители

Дети

Воспитатель

4. Составление паспорта  Здоровья группы.  Дети     Воспитатель, мед. работник.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Работа с детьми

Организация групповых традиции:

– «Музыкальные минутки»;

– «Релаксационные паузы»;

– «Двигательные минутки»;

–»Оздоровительные минутки»; включающие дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, упражнения и игры на координацию речи и движения, самомассаж; упражнения с массажными ковриками; различными  массажёрами;

Дети     Воспитатель

Ежедневная профилактическая работа:

1. Точечный массаж.

2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения в НОД.

3. Гимнастика после сна

4. Комплексы по профилактике плоскостопия.

5. Комплексы по профилактике нарушений осанки.

6. Дыхательная гимнастика.

7. Снятие умственной усталости во время НОД (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин).

8. Прогулки + динамический час.

9. Закаливание:

– Ходьба босиком;

– Обширное умывание;

10. Оптимальный двигательный режим.

Дети     Воспитатель

Цикл занимательных  бесед  «Познавательно-исследовательская деятельность» – «Уроки здоровья»:

«Культура гигиены»;

«Культура разговора»;

«Культура питания»;

«Культура внешнего вида».

Дети     Воспитатель

Создание игровых ситуаций:

«Мишка заболел»;  «Научим куклу мыть руки»; «Доктор Айболит в гостях у ребят»; «Девочка чумазая».

Дети     Воспитатель

Самостоятельная деятельность детей:

Создание условий для д/и «Узнай на вкус, ощупь»; «Вредно – полезно».

Создание условий для конструирования  «Спортивная площадка», «Поликлиника»;

Создание условий для настольно-печатных игр «Двойняшки»,  «Собери картинку»;

Создание условий для п/и «Съедобное – несъедобное».

Дети     Воспитатель

Цикл занимательных дел  «Познавательно-речевое развитие»:

1.Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Мойдодыр»,

К.Чуковский «Айболит»,

В.Берестов «Лежебока»,

С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»,

Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу»,

А.Бах «Надо спортом заниматься»,

П.Ефимов «Стихотворение о физкультуре».

2. Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.

4. Досуг « Во саду ли в огороде»(познание  + социализация + коммуникация)

5. Цикл занимательных дел Познавательно-речевое развитие:

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»(познание + коммуникация + здоровье).

Сказка-беседа «В стране Болючке»(познание + коммуникация + здоровье + безопасность).

Занимательное дело «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»(познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).

Занимательное дело «Чудо – фрукты» (познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).

Занимательное дело «Что можно приготовить из овощей» (познание + здоровье + чтение худ. лит-ры).

Дети, родители, воспитатель.

Цикл занимательных дел «Художественно-эстетическое развитие»:

Рисование «Дядя Стёпа» (худ. творчество + чтение худ. лит-ры + безопасность).

Аппликация «Консервируем фрукты» (худ. творчество + познание + здоровье).

Лепка «Однажды хозяйка с базара пришла…» (худ. творчество + познание + здоровье).

Цикл занимательных дел  «Социально-личностное развитие»:

Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»,

Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Аптека»,

Создание условий для сюжетно – ролевой игры «Фитнес-зал».

Дети     Воспитатель

Цикл игровых занимательных дел «Физическое развитие»:

Развлечение «Дорога к радости» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра)         Дети, родители,  воспитатель, инструктор ФК

Создан  « Островок здоровья »

Родители, воспитатель.

Консультации:

«Физкультурное оборудование своими руками».

«Закаливание в детском саду».

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка».

«Закаливание детского организма».

Родители           Воспитатель

Памятки:

«Режим дня дошкольника»;

Закаляйте ребенка!»;

«Как сохранить зрение ребенка?»;

«Как сформировать правильную осанку?»;

«10 заповедей здоровья».

Родители           Воспитатель

Папки-передвижки:

«Утренняя гимнастика. Несколько простых советов».

«Стадион в квартире».

«Прогулки – это важно!».

Родители           Воспитатель

Выпуск  газеты для родителей:

– «Уголок Айболита»;  «Будь здоров»,  подвижные игры, играем вместе».               Родители           Воспитатель

Совместная деятельность педагогов и родителей:

Конкурс «Физкультурное оборудование своими руками».  Родители, воспитатель

Совместная деятельность детей и родителей:

Выпуск семейных газет «Традиции ЗОЖ в моей семье».       Родители, воспитатель

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Мероприятия

1. Диагностическое обследование:

Диагностика «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни».

Опросник « Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего ребенка».

Анкетирование  « Организация здорового образа жизни».

Дети

Родители

Воспитатель

2.Анализ достижения цели и полученных  результатов, определение дальнейшей реализации проекта. Воспитатель

Картотеки

«Физминутки»;

«Гимнастика для глаз»;

«Ленивая» гимнастика»;

«Дыхательная гимнастика»;

«Волшебные точки»;

«Игры, которые лечат»;

«Релаксационные игры»,

«Точечного массажа»; картотека подвижных игр;

«Игры на воздухе, с водой».

Воспитатель

4. Создание альбома  «Кодекс здоровья» (Совместная деятельность педагогов и детей).

Итоговое развлечение «В стране здоровья» (физическая культура + здоровье + безопасность + социализация + игра).   Дети     Воспитатели

Предполагаемые результаты:

Для детей:

сформированные навыки здорового образа жизни;

правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям;

сформированность  гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

создание системы  здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

Для родителей:

повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья;

активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 Путешествие на « Остров радости»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; закреплять навыки бега по ограниченной площади; совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами; продолжать знакомить с разными подвижными играми.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами отправимся на остров « Радости».

Что такое радость? (ответы детей )

Это веселье, улыбки, хорошее настроение.

Инструктор: и что бы попасть туда, необходимо пройти все препятствия на нашем пути.

Ходьба друг за другом в колонне по одному.

Ходьба по ребристой доске.

Ходьба змейкой между стойками.

Ходьба по мешочкам.

Ходьба с перешагиванием через набивные мячи.

До острова Радости осталось совсем немного давайте добежим до него.

Бег в колонне по одному.

Бег с захлёстыванием голени.

Бег приставным шагом правым и левым боком.

Воспитатель: вот мы и добрались до острова. А на острове наверное живут разные животные. А кто именно вы расскажите сами. ( ответы детей)

Игра «Рыбы, птицы, звери»

Игроки стоят в кругу, в центре круга- водящий с мячом в руках. Водящий бросает мяч поочерёдно игрокам и говорит одно из трёх слов «Зверь», «Рыба», «Птица». Поймавший мяч должен быстро назвать любое животное, рыбу, птицу и бросить мяч обратно водящему. Игрок который ошибся или не отвечает, получает штрафное очко.

Игра «Мы-весёлые ребята»

Игроки находятся на одной стороне площадке, водящий стоит в центре площадке лицом к игрокам. Дети хором говорят:

Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать

Раз, два, три-беги!

С последними словами игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящий старается их запятнать.

Игра «Чей голосок».

Игроки стоят в кругу. В центре круга-водящий с завязанными  глазами. Дети идут по кругу со словами:

Вот построились мы в круг

Повернулись разом в круг,

А как скажем: «Скок,скок,скок»

(Говорит один ребёнок)

Угадай чей голосок.

Ведущий отгадывает по голосу и тот становиться водящим.

Игра «Кто быстрей займёт домик».

По краю зала разложены обручи «домики» по количеству детей. В каждом домике стоит игрок. По команде «Раз ,два, три беги» дети разбегаются по залу в это время воспитатель убирает один домик. На слово «раз, два, три, дом быстрей займи» дети забегают в любой обруч. Тот кому не хватило домика, остаётся в игре.

Игра «Весёлый волейбол».

Участвуют две команды. Игроки находятся по разные стороны волейбольной сетки. Каждый игрок держит в руках мяч. По сигналу, дети перебрасывают мячи на сторону соперника, стараясь избавиться от всех мячей на своей площадке. По свистку игра останавливается и подсчитывается количество мячей на площадке каждой команды. Выигрывает команда, на площадке которой осталось меньше мячей.

Построение в шеренгу.

Воспитатель: ребята, вот и подошло к концу наше путешествие на остров «Радости».

Инструктор: я надеюсь что на этом острове вы получили заряд бодрости, весёлого настроения и радости.

До свидания. До новых встреч, друзья!

 

 

 

Фото отчёт по занятию «По дороге к радости». На нашем пути встретился Незнайка. Вот какая непростая дорога к радости.

 

 

 

Наши любимые велотренажёры и беговая дорожка  любят мальчики и девочки. А после тренажёров любим поиграть с обручами.

 

 

Наша фотогазета «Будь здоров»  и уголок для родителей «Крепыш».

 

 

Игра «Салют»                   Очень любим пальчиками ног собирать каштаны.

 

 

 

 

Анкетирование родителей «Фитотерапия Ароматерапия»

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни»

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

а) да

б) нет

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

 

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

а) да

б) частично

в) нет

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

б) часто

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

а) да

б) отчасти

в) нет

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

б) дома

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

а) да

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

а) да

б) частично

в) нет

Спасибо!

 КОНСУЛЬТАЦИЯ №1

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИФИЗКУЛЬТУРОЙ

 Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры. Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.) . Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т. п. К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

Консультация № 2

ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите. • Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия. 1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса. 2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок. 3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

Консультация № 3

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1, 5 – 2 см.

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае, укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой) . Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.

Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении. Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

Консультация № 4

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей. Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всег