Выступление Теньковой Л.Д. «Нетрадиционные формы работы с родителями по развитию речи» (педсовет от 28.02.16)
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Эту работу необходимо проводить не только педагогам и воспитанникам, но и привлекать родителей. Родителям предлагается проводить тренинги дома, показывая на примере, как это происходит.
Например:
-
В круг поочерёдно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека.
Воспитатель считает: «1, 2, 3 – слезами горю помоги»
Тот человек, на которого пал выбор, должен утешить плачущего и помочь справиться со слезами. - Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы «я не люблю, когда…» и «я люблю, когда…»
- Проводится игра «Королевство». С помощью группы ведущий распределяет главные должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из участников какую должность будет занимать в королевстве и приводит своё обоснование выбора.
И т.д.
Таким образом, систематическая работа по развитию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, дает свои результаты: ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
На будущее я планирую более тесное сотрудничество с родителями по развитию речи детей.