ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

В копилку педагога: «Подробно о сказкотерапии».

В копилку педагога: «Подробно о сказкотерапии».
Подготовила
воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад №169»
 г.Воронежа
Тенькова Л.Д.
Сказкотерапия - воспитательная система, целью которой является передача жизненного опыта, способ взаимодействия с внутренним "я", терапия особой сказочной обстановкой.
Сказкотерапия - метод, не имеющий возрастных ограничений применения. Здесь каждый может взять только ту часть опыта, которая ему нужна.
Общие принципы работы со сказкой:
Принцип            Основной акцент          Комментарий
осознанность   Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: Что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно?                Задача - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
множествен-ность       Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.            Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью   Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок           Задача - кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.
 
 
 
 
СТРУКТУРА СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этап
Назначение      Содержание этапа
1. Ритуал "входа" в сказку        Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.        Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу все смотрят на свечу или передают друг другу мячик или совершается иное "сплачивающее" действие.
2. Повторение                Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как помогло им в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.
3. Расширение                Расширить представления ребенка о чем-либо         Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4. Закрепление              Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка                Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью.        Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6. Резюмирование       Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся      Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7. Ритуал "выхода" из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.       Повторение ритуала "входа" в занятие с дополнением. Ведущий говорит: "Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились". Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга и прикладывают руки к груди.
 
 
Формы, используемые в сказкотерапевтическом занятии:
1. Решение сказочных задач (расширение спектра альтернативных реакций).
2. Игры, в которых проигрывается реальная ситуация, переведенная в сказочный контекст.
Приемы, технологии, используемые в сказкотерапевтическом занятии:
1. Использование карточек с различными героями сказок (опорные карточки).
2. Портрет героя сказки: нарисовать, сделать куклу.
3. "Теремок" - придумать дом, комфортный для сказочного героя. Кто в домике живет, должно быть понятно по домику (нарисовать).
4. "Сказочная лестница". На листе - лестница. Разместить героев сказки на лестнице по степени нравственных качеств.
5. "Одень сказочного героя" - раскрасить заготовку силуэта сказочного героя, дорисовать одежду.
6. "Волшебный мешочек" - мешок с 3-мя предметами. Определить наощупь, вытащить. Это "волшебный предмет". Придумать волшебный смысл, функции этого предмета.
7. Озвучить сказочного героя с помощью музыкальных инструментов.
8. В начале путешествия по сказке вспомнить, в каких еще сказках живет этот герой.
9. Обозначить героев сказки цветом: какого он цвета, как его можно обозначить.
10. Групповая работа "Сказочная страна" - составить карту сказочной страны, придумать, что там может быть.
11. Придумывание сказки:
- по ряду существительных (5-10) из разных областей;
- сочинение сказки по кругу;
- использование карт Проппа.
12. Использование надувных шаров:
- волшебные яйца: кто вылупится из яйца?
- победить злодея из шаров (отработка агрессивности).
13. Написание сказки, в которой главный герой - существительное на первую букву имени (принятие своего имени, можно предлагать ту же работу, но с желаемым, а не реальным именем клиента).
 
СХЕМА РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СКАЗКАМИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Акцент
Направление размышления  Вопросы             Комментарий
Основная тема               Важно понять основные идеи сказки, то есть что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.        О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы будем это знание использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Линия героев сказки. Мотивы поступков        Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.                Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?           Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей     Важно "составить список" способов преодоления трудностей героями сказки     Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?                 Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.     Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.                Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?         Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.
Актуализированные чувства   Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему.      Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх? Какие ситуации вызвали раздражение? Почему герой реагирует именно так?     Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.
Образы и символы в сказках   Важно осознать какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?        Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему "Что есть этот образ?", но и словари образов, особенно юнгианские.
 
 
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В СКАЗКАХ
Способ
Характеристика             Использование в психолого-педагогической практике
Прямая агрессия            Герой достает меч и рубит дракону голову    Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.
Хитрость            Герой притворяется слабым, неумелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит Людоеду, что никогда не поверит, что тот может превратиться в мышку; Иванушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и пр.               Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку
Использование волшебных предметов и помощников         Меч-кладенец, перстень, удесятеряющий силу, Двоих из сумы и др.     Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.
Групповое решение проблем               Герои распределяют обязанности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех    Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе
Передача ответственности другому   Иван-царевич передает решение Серому Волку       В ситуациях, которые невозможно решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь.
Варианты изменения сказки
• Написание сказки на кальку (калькирование). На основе известной сказки пишется новая, но используются все герои оригинальной сказки. Например, сказка переделывается под мультфильм, детектив, боевик, мелодраму и т.п.
• Перевирание сказки - одну и ту же сказку перевирают: не Красная Шапочка, а Желтая и т.п.
• Фантастический бином: главные герои сказки выписываются в строчку и добавляется не относящийся к сказке, эпохе сказки, герой. Например, Красная Шапочка, бабушка, волк, вертолет. Затем сочиняется новая сказка, с использованием нового ряда героев. /Снятие стереотипов мышления, возможность новых способов решения проблемы/.
• Сказка наизнанку. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый; Баба Яга добрая, а Василиса Премудрая злая, коварная.
• Смена источника рассказа, т.е. рассказать сказку от имени отрицательного героя, камня у пересечения дорог, от имени иглы, в которой смерть Кощея и т.п.
• Карты Проппа:
- сказка по перемешанным карточкам Проппа (изменение модели поведения героев). Новые герои не вводятся. С клиентом можно разбирать новые сказки, модели нового поведения и т.д.;
- сочинение сказки по функциям с карт Проппа.
 
Использование сказочных медитаций
Медитация - сказка, которая не имеет конфликта. Она не должна быть длинной - 5-7 минут. Используемая музыка должна быть фоновой, но не грустной.
Медитации могут быть:
- статические;
- динамические.
Статическая - лежа на удобной поверхности либо сидя в удобной устойчивой позе. Пример: путешествие на облаке в волшебную страну.
С подростками - сон героя (через 5 лет, как выглядит герой, где он, кто рядом, как выглядит и т.д.). Затем сон можно рассказать, записать его, если сон не понравился, обсудить, что не нравится, почему это произошло, как сделать, чтобы этого не случилось и т.п.
Динамическая медитация - движение под музыку под сказочный текст.
В основе - принцип смены напряжения и расслабления мышц тела. Время проведения - 5 минут.
Динамические медитации хороши для маленьких, гиперактивных детей и детей с особенностями психофизического развития. Музыка здесь более динамичная.
 
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
 
1. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб.,1998
2. Беттельхейм Б. О пользе колдовства. Нью-Йорк, 1982
3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1996
4. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. Ь., 1994
5. Виглсуорт Л. Вили и его друзья. М., 1994
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
7. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. А., 1991
8. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994
9. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998
10. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб., 1996
11. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб., 1995
12. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды - счастливый малыш. СПб., 1998
13. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948
14. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986
15. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982
16. Зимбардо Ф. Застенчивость.М., 1991
17. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1997
18. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997
19. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. М., 1992
20. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1996
21. Кэмпбелл Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997
22. Ле Шан. Когда ребенок сводит Вас с ума.
23. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990
24. Лич П. Младенец и ребенок. СПб., 1993
25. Лосева В.К. Рисуем сесью. М., 1995
26. Миллер Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996
27. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989
28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995
29. Пезешкиян Н. Торговец и попугай. М., 1992
30. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969
31. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986
32. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978
33. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980
34. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1990
35. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996
36. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990
37. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998
38. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989
39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997
40. Шарп Д. Типы личности. СПб., 1996
41. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992
42. Элькин В.М. Уроки Макса Люшера. СПб., 1998
43. Э. Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. М., 1992
44. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993.2
45. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992
46. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996
ковая гимнастика "Маленькое дерево"
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!