ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Методическая разработка прогулки в средней группе детского сада

Прогулка на свежем воздухе – лучшая и самая доступная процедура для закаливания и физического развития ребенка.

Режимом дня детского сада предусмотрено проведение двух прогулок в день для каждой возрастной группы. Общая продолжительность ежедневной прогулки детей составляет около 3-3,5 часа в зависимости от возраста детей.

Прогулка способствует умственному развитию ребенка. Во время пребывания на прогулке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире. Из наблюдений дети узнают о сезонных изменениях природы, подмечают особенности. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления о природе, пробуждает фантазию и мыслительную деятельность.

Кроме наблюдения, на прогулке дети могут трудиться на участке, в цветнике – наводить порядок на площадке, сажать и поливать цветы и овощи. Это воспитывает трудолюбие, любовь и бережливое отношение к природе.

Воспитателю необходимо стремиться сделать детский труд приятным для них, помогающим овладеть полезными навыками и умениями.

Важное место на прогулке отводится играм, особенно подвижным. Во время таких игр развиваются основные движения тела, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Если дети идут гулять после музыкального занятия или физической культуры, то можно начать прогулку с наблюдений или свободной деятельности. А если занятия были связаны с интеллектуальными образовательными областями, то прогулку можно начать сразу с подвижной игры.

Во время прогулки воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, а также следит, чтобы все дети были заняты, не скучали. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществить задачу всестороннего развития детей.

В программное содержание прогулки должны быть включены воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

Структура прогулки

1.    Наблюдение за окружающей средой

2.    Развивающая речь деятельность (разучивание небольших стихотворений, потешек, загадок, считалок)

3.    Физическая активность (подвижные и малоподвижные игры)

4.    Трудовая деятельность детей на участке

5.    Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры)

6.    Индивидуальная работа с детьми по различным образовательным направлениям.

Цели прогулки

·        Оздоровление детей

·        Обогащение новыми знаниями

·        Развитие внимания, речи, памяти, наблюдательности, любознательности

·        Воспитание любви к природе, дружелюбного и доброго отношения детей друг к другу.

Ход прогулки

Наблюдение

Наблюдение за изменением цвета листвы

Цель: расширить представление об осени как времени года, её особых признаках; развивать умение сравнивать различие и сходство объектов.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (Осень)

Осенью листья меняют свой зеленый цвет. У всех деревьев листья окрашиваются по-разному: могут стать бледными или ярко-жёлтыми, а могут красными или багряными.

Давайте рассмотрим листочки. (Показ)

Это листья клёна, они большие, резные, разноцветные; это листья рябины, на одном стебельке много листочков; это листья дуба, края у листа дуба волнистые; это листья берёзы, они маленькие, края острые.

Все листья разного цвета, разного размера, разной формы. Послушайте стихотворение о том, как осень раскрашивает листья.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинка, только дуб зелёный.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(З. Федоровская)

Ребята, подойдите к этому дереву и скажите, как это дерево называется. (Берёза)

Наблюдение за берёзой

Цель: закрепить знание о берёзе, воспитывать любознательность, наблюдательность, расширять словарный запас.

·        Какого цвета листочки на берёзе?

·        Назовите знакомые вам деревья.

·        Чем берёза отличается от других деревьев? (Ствол с пятнышками, листья)

·        Какого цвета ствол у берёзы?

Берёза – одно из самых любимых деревьев русского народа. О ней слагались песни и стихи. Послушайте стихотворение.

Тонкая берёзка

В золото одета.

Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают

В край тепла и света,

Вот вам и другая

Осени примета.

Сеет капли дождик

Целый день с рассвета.

Этот дождик тоже

Осени примета.

(Л. Преображенская)

Берёза меняет свой наряд каждое время года.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Узнай, с какого дерева листочек».

Цель: учить узнавать дерево по листочку, развивать зрительное восприятие и память, активизировать в речи названия деревьев.

Воспитатель показывает листочек, а дети называют, с какого он дерева.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру: «Такой листик - беги ко мне»

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Ход: воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев, описывает их особенности и обозначает, с какого они дерева. Затем раздает детям разные листочки и просит внимательно следить за его действиями. Отойдя, воспитатель показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листик, бегите ко мне!»

Самостоятельная игровая деятельность

Цель: способствовать расширению самостоятельного опыта детей, развивать коммуникативность, дружелюбие.

Дети расходятся по интересам, организуя сюжетно-ролевые игры («Больница», «Магазин» и т.д.). Воспитатель аккуратно контролирует процесс, следит, чтобы все желающие дети принимали участие.

Однако не все дети могут захотеть присоединиться к сюжетно-ролевым играм.  С такими детьми можно провести индивидуальную работу по различным видам деятельности.

Индивидуальная работа

По физической культуре.

«Подбросить и поймать мяч»

Цель: упражняться в бросании и ловле мяча двумя руками, учить ориентироваться в пространстве.

По развитию речи.

«Человеческие дети знают всех зверят на свете»
Цель: расширение словарного запаса, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости и быстроты реакции.

Воспитатель бросает ребенку мяч, называя животное, ребенок возвращает мяч, в ответ называя детеныша этого животного (тигр – тигренок, кот – котенок и т.д.).

По развитию математических представлений.

«Найди и принеси 4 шишки (ветки, листочка)».

Цель: закрепить счёт до пяти, развивать мышление, речь, воспитывать самостоятельность. Воспитывать трудиться сообща.

По окончании прогулки можно поиграть в еще одну подвижную игру всеми. «Ветерок»

Цель: учить следить за текстом и двигаться в соответствии с ним, развивать двигательные навыки, умение поменять направление движения.
Выбирается водящий (ветер) и отходит в сторону. Остальные дети – зайцы. Воспитатель говорит: 

«Из-за елки на опушке

Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают руками заячьи ушки)                                                    

Лапки заек замерзают,

Зайки лапки согревают (встали, потирают руки)                                                 

Стали прыгать и скакать,                                                                                               

Стали весело играть». (Дети прыгают из стороны в сторону).

Воспитатель:

«Ну-ка, ветер, не зевай                                                                                                   

И зайчишек догоняй!»            

Водящий догоняет остальных детей.