ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений»

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений»
 
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. В данной консультации я расскажу о применении игр и упражнений на развитие речи и мышления на практике.
 
По требованиям ФГОС задачами речевого развития являются:
·                Овладение детьми речью как средством общения
·                Обогащение активного словаря
·                Развитие связной, диалогической и монологической речи
·                Развитие речевого творчества
·                Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
·                Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте
·                Знакомство с книжной культурой, разными жанрами детской литературы
 
Игры на развитие речи и мышления мы проводим во все режимные моменты: утром, на прогулке, в организованной образовательной деятельности, в вечернее время. Игры проводятся как индивидуально, так и фронтально или по подгруппам.
 
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
В среднем дошкольном возрасте детей нужно продолжать учить диалогической речи, приучать охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их, поддерживать стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Также мы продолжаем воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.
Формированию навыков диалогической речи способствуют пересказы литературных произведений, беседы по содержанию прочитанного. Беседа по тексту должна включать не только вопросы по содержанию произведения, но и упражнения по выразительному пересказу диалогов.
Успешно овладение диалогической речью подразумевает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построение связных высказываний. Эффективным методом развития диалогической речи являются игры.
Рекомендовано включить в работу:
 
1. Словесно-дидактические игры.
Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.
2. Театрализованные игры
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
3. Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
4. Подвижные игры
Подвижные игры, содержащие диалоги, способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.
5. Игры парами
Игры парами предназначены непосредственно для формирования диалога: работая в паре, дети не могут обойтись без общения. Проделанная работа подтвердила, что игры парами выступают как эффективный прием влияния взрослого на умение детей общаться со сверстником диалогически.
 
Необходимо выбирать те игры, основу которых составляет диалог. В таких играх ребенок учится не только правильно вступать в разговор, но и вести его и заканчивать, а также он учится передавать голосовые интонации для уточнения характера героя, от имени которого он ведет диалог.
 
Примеры игровых упражнений для развития речи у дошкольников средней возрастной группы представлены далее.
 
Игровые упражнения для развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Будь внимательным
Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, а чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т.д.
После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат название средств передвижения: «В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка». Воспитатель читает медленно, выделяя голосом нужные слова.
 
Найди ошибку.
Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» дети отвечают: «Нет!» - «А что может делать коза?» - спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодать, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова летает, собака поёт, курица мяукает, лошадь пищит, ёжик летает и пр.
Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова.
Секрет.
Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка – ножка, мошка – ложка, сушки – ушки, мушки – кружки, мишка – мышка, шишки – книжки, за´мок – замо´к, пили´ -  пи´ли, кру´жки - кружки´, доро´гой - дорого´й.
Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.
 
Повтори правильно.
Воспитатель называет слово, например, аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т.п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).
Подбери нужное слово
Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово. «В аквариуме плавают…-говорит воспитатель. – Кто плавает?» - «Рыбки», - договаривают дети. Рекомендуемые предложения:
Высоко на дубу сидит и каркает…Кто? Ворона.
На лугу пасется… корова.
На огороде вырос большой зеленый… огурец.
У Вовы лопнул красный… шар.
Хорошо водит машину… шофер.
Сначала воспитатель спрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Педагог обращает внимание на то, чтобы дети точно подбирали слова, правильно произносили звук р (рь) в словах. Ответы должны быть индивидуальными. Занятие проводится в быстром темпе.

Подбери похожие слова
Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки.  Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т.д.), пушка (мушка, сушка), зайчик (мальчик, пальчик), банки (танки, санки), шина (машина), потолок (уголок) и т.д.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Что делает?
Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Материал. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия.
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т.д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!