ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Занятие по чтению художественной литературы по теме "Вершки и корешки"

Непосредственно-образовательная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Старшая группа.

Тема: «Чтение сказки «Вершки и корешки»

Программные задачи:   Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать культуру речевого общения, участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

 

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломить, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

 

Методы и приемы:  чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, пословицы.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

 

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте» мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия. Ребята, а вы знаете, что в давние времена русский народ придумывал много разных жанров для развлечения своих детей.

А вы можете назвать какие-нибудь жанры?

Дети: (потешки, пословицы, заклички, песенки, сказки)

Сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой «Вершки и корешки»

А потом мы с вами будем с этой сказкой играть. Слушайте внимательно, я буду задавать вопросы.

 

2 Чтение сказки.

 

-В тексте нам встретилось такое слово  «вершки»

Что оно означает?

Это то, что находится у растений над землей.

-А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать?

-Листочки у растений, которые нельзя есть и называются «ботвой»

Показать картинку «морковь»

-«Положил мужик репу на воз и повез в город продавать»

-Что за воз такой?

Дети: телега.

-А как вы понимаете выражение «жать рожь»?

Дети: собирать урожай

3 Физкультминутка «В огороде»

 

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

 

В огород пойдем                                          (Идут по кругу взявшись за

Урожай соберем.                                          руки)

Мы моркови натаскаем,                              (таскают)

И картошки накопаем,                                 (копают)

Срежем мы качан капусты,                         (режут)

Круглый, сочный, очень вкусный.              (показывают круг)

Щавеля нарвем немножко,                          (рвут)

И вернемся по дорожке.                           (Идут по кругу взявшись за руки.

 

4 Беседа по содержанию сказки.

 

-Как называется сказка?

Дети: «Вершки и корешки»

-Кто сочинил эту сказку?

Дети: народ.

-Значит , это русская народная сказка.

-Каким вам показался в этой сказке медведь? Какими словами можем сказать о нем?

Дети: жадный, глупый, злой, ленивый.

-А что можно сказать о мужике?

Дети: умный, обхитрил медведя.

-Вспомните, как мужик разделил урожай в первый раз?

Дети: Медведю вершки, себе корешки.

-А во второй раз?

Дети: Медведю корешки, себе вершки.

-Как думаете почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его?

Дети: потому что медведь не помогал ему.

-Кто в сказке оказался победителем?

Дети: победителем в сказке оказался мужик.

-Почему сильного медведя победил слабый мужик?

Дети: потому что мужик оказался умным, а еще в сказках добро побеждает зло.

В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица «Разум силу победит»

-Что она означает?

Дети: она означает, что умный может победить сильного.

 

5Дидактическая игра «Вершки и корешки»

 

 

В сказке медведь показан глупым, а был бы поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких корешки, с ним такого бы не случилось.

А вам знакомы все вершки и корешки?

Сейчас проверим.

 

Выставить на фланелеграфе вершки (картинки) со словами «вершок — вершок, где твой корешок»

Ребенок подходит, находит подходящий корешок (картинку) и подставляет, называя его.

 

  1. Итог

 

Давайте вспомним, какую сказку мы сегодня читали.

Дети: «Вершки и корешки»

А что бы вы не забывали сказку давайте с вами соберем из пазл овощи и подарим их медведю, что бы в следующий раз он знал, какие корешки съедобные, а какие нет.

 

Взять медведя и пройти с ним посмотреть как дети собрали пазлы.

 

7 Подведение итогов.

Оценка работы детей.

 

Молодцы ребята!

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

Дети: слушали сказку, играли в игру, Собирали пазлы.