ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА»
Е.В.Сажина
Группа «Колокольчик»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА»
Цель проекта: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; познакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны; вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев земляков.
Задачи: пробудить интерес к истории родного города; раскрыть значение Воронежа как города воинской славы; формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению; развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.); вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации; привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала на тему Великой отечественной войны.
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: с сентября по апрель; работа в данном направлении продолжается по настоящие время.
Тип проекта: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
Целевые ориентиры: освоение доступных знаний об истории Отечества; приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми; проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи; создание мини-музея в группе «Согреем памятью сердца».
Содержание проекта
Познавательная деятельность |
Игровая деятельность |
Изобразительная деятельность |
Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
1 |
2 |
3 |
4 |
Беседа «Детям – о Великой Отечественной войне»
Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу родину |
Сюжетно-ролевая игра
« Пограничники». Русские народные игры «Русское единство», «Снять часового» Дидактическая игра «Что в военном пакете?» Подвижные игры «Саперы», «Снайперы» |
Рисование «Памятники воинской славы нашего города»
Лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк» Создание презентации «Мой город в годы войны» |
Слушание марша «Прощание славянки (муз. В.Агапкина, сл. В. Лазарева).
Чтение «Рассказов о Великой Отечественной войне» А. Митяева |
Видеоэкскурсия в зал Боевой славы краеведческого музея.
Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить с воинами-героями |
Сюжетно-ролевая игра «Военные».
Познавательная игра «Раньше и теперь». Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше»
|
Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов».
Лепка «Медали наших прадедов» |
Чтение произведения В.Давыдова «Дозор», О.Высотской «Мой брат уехал на границу».
Слушание музыки М.Магиденко «У Кремлевской стены» |
Непосредственно образовательная деятельность «Города воинской славы».
Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашего города, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны |
Сюжетно-ролевая игра «Медсестры».
Подвижная игра «Переправа через мост» |
Создание книги «Дети герои в годы Великой Отечественной воны» (родители совместно с воспитателями) |
Слушание фронтовых песен.
Чтение произведений Е.Благининой «Миру – мир», К.Симонова «Товарищ» |
Заочная экскурсия «Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны»
Цель: познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважение к воинам-героям |
Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки».
Дидактические игры «Сигнальные флажки», «Салют» Подвижные игры «Разведчики» |
Создание самодельных книг «Дети войны», «Герои тыла».
Конструирование «Мы склонились низко у подножья обелиска» (коллективная работа) |
Слушание песен «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельевой, сл. М.Танича).
Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости |
Беседа «Земляки-фронтовики»
Цель: познакомить детей с ветеранами Великой Отечественной войны, которые проживали и проживают в родном городе; воспитывать сострадание и уважение к пожилым людям |
Игра-эстафета «Попади в цель».
Дидактическая игра «Памятные места нашего города» |
Изготовление книжных закладок для ветеранов.
Аппликация «Мир на Земле». Изготовление мини-диорам «Освобождение города-героя от фашистских захватчиков» (дети совместно с родителями) |
Чтение произведений А. Твардовского «Рассказ танкиста»,
В.Катаева «В разведке» |
Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».
Цель: подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма, Уважения к истории нашего народа |
Дидактические игры «Будем в армии служить», «Ордена войны».
Подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге» |
Оформление альбома «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом).
Создание книги-раскладушки «Памятники боевой славы города-героя» |
Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова).
Чтение произведений А. Акима «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края» |
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»
Цель: подготовить детей к празднику «День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков»; воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, гордость за народ, победивших врага |
Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет…»
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей. Дидактическая игра «Род войск и боевая техника». Подвижная игра «Пограничники» |
Конкурс рисунков «Храбрые защитники»
Оформление альбома со стихотворениями о Великой Отечественной войне |
Чтение стихотворений В.Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли»
Слушание песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача) |
Результат проекта:
создание мини-музея «Согреем памятью сердца»
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны), их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, желание народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, желание сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням. Для решения этой задачи и используется мини-музей, в котором педагоги детского сада приглашают людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями русской народной культуры, знатоками истории. Также ежегодно в детский сад приглашаются ветераны Великой отечественной войны.
Основные задачи таких встреч:
- Прививать чувство гордости за свою Родину, свой героический и непобедимый народ.
- Развивать чувство патриотизма и стремления быть достойным гражданином своей страны.
- Развивать умение сопереживать, сострадать и сочувствовать.
- Сохранить память о подвигах великих героев войны для потомков.
Цель этих встреч – передача духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий с ветеранами Великой отечественной войны. После встречи дети должны понять, что одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказать об этом дошкольникам.
Как проходят встречи? К ним необходимо готовиться заранее. Важно опросить родителей и детей об их семьях; узнать, кто воевал, служил в армии. С детьми разучить стихи и песни патриотического содержания. Привлекать к участию в музыкальных тематических занятиях. На занятиях по конструированию и ручному труду изготавливать подарки для ветеранов. На занятиях по изобразительной деятельности создавать рисунки изготавливать аппликационные поздравительные открытки для гостей. Посетить школьный музей боевой славы.
В музее истории и реликвий Великой отечественной войны познакомить детей с оружием, фотографиями военных лет, грамотами, медалями, дать возможность школьникам – экскурсоводам рассказать о Великой отечественной войне.
При проведении мероприятия педагог должен активнее привлекать родителей в совместной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников, участию в тематических занятиях, экскурсиях, создании макетов, альбомов.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируется гражданско-патриотические чувства. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвященный этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующая на базе детского сада музейная комната патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музейной комнаты, систематизированные и представленные в доступной для детей форме, дают реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музейная комната – это обучающая и развивающая среда, которая обеспечивает существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, воспитании будущего гражданина.
Музейная комната предусматривает работу:
— с детьми-дошкольниками;
— родителями (консультации, экскурсии, беседы)
— ветеранами, а также сотрудничество со школой.
Наряду с воспитателем роль экскурсовода может выполнять старший дошкольник, который самостоятельно проводит экскурсии для своих сверстников.
Героико-патриотическая тема была и остается актуальной в воспитании подрастающего поколения. Все, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.
В мини-музее проводятся экскурсии по разным разделам экспозиции, а также к историческим памятникам населенного пункта.
Изучая историческое прошлое своего края, дошкольники раньше приобщаются к такому школьному предмету, как история, которая как поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.
Музейный материал включает:
— «Из истории родного города», «Жизнь современного города»: материалы краеведческого характера;
— репортажи о ветеранах труда;
— «Наш город в далеком прошлом»: историческая справка (документы, воспоминания старожилов, предметы быта жителей и пр.);
— «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, воспоминания первых его сотрудников;
— «Нам этот мир завещано беречь»: материалы встреч с ветеранами, методические разработки праздников.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, одновременно можно и учить, и воспитывать детей. На таких праздниках они играют в военных, поют военные песни.
Дошкольники участвуют в акции «Дети – воинам-защитникам Родины», отправляют свои рисунки и сочинения на конкурсы.
Проведение патриотических праздников хорошая добрая традиция. По итогам проведения таких мероприятий оформляются фотоматериалы, чтобы в течение года можно было оживить впечатления детей, помочь им еще раз пережить положительные эмоции и сопричастность к памятным событиям страны.
Необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотизма. Воспитатели могут воздействовать и на эмоциональную сферу ребенка. Например, рассматривая картины («Оборона Севастополя» А.Дейнеки, «Отдых после боя» Ю. Непринцева и др.), надо говорить о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах, как им хотелось домой, но их долгом было защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе.
Или, читая отрывок из поэмы А.Твардовского:
…Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле,
Интонационно подчеркнуть и объяснить значение строк «нет дороги», «нету права» и «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Следует рассказать и о сотнях солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, которой приходят поклониться миллионы людей.
Обязательное условие воспитания патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практикой. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Поэтому немаловажную роль в патриотическом воспитании имеет совместная работа с родителями. Для этого можно использовать следующие формы взаимодействия родителей и детей по гражданско-патриотическому воспитанию:
1) Акция «Чистый уголок моей Родины», предлагающая родителям и детям от мусора участок своего двора, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада;
2) С сентября – проект «Дедушкина медаль», включающий фотодокументальную экспозицию;
3) Утренники «День матери», «Посиделки», которые готовятся и проводятся благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада;
4) Родительские собрания и круглые столы на тему «Роль семьи и социальных факторов в формировании гражданско-патриотических чувств дошкольников».
Современные реалии диктуют необходимость возвращения приоритета любви к Отечеству. И его надо формировать, начиная с дошкольного возраста – с воспитания любви к своей малой родине, как источнику патриотических чувств.
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищающих нашу Родину.
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному селу, городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальными и важным. Поэтому естественными требованиями к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживает самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, процветающие сообщества погибают, когда исторические уроки и традиции предаются забвению или просто уничтожаются.
Необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, значимыми событиями, которые происходили в родном городе.