ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА»

Е.В.Сажина

Группа «Колокольчик»

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА»

 

Цель проекта: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; познакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны; вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев земляков.

Задачи: пробудить интерес к истории родного города; раскрыть значение Воронежа как города воинской славы; формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению; развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.); вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации; привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала на тему Великой отечественной войны.

Возраст детей: 6-7 лет

Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации проекта: с сентября по апрель; работа в данном направлении продолжается по настоящие время.

Тип проекта: внутри ДОУ.

По количеству участников: коллективный.

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.

Целевые ориентиры: освоение доступных знаний об истории Отечества; приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми; проявление  внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи; создание мини-музея в группе «Согреем памятью сердца».

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание проекта

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Изобразительная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

1

2

3

4

Беседа «Детям – о Великой Отечественной войне»

 

Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о  том, что она была освободительной во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу родину

Сюжетно-ролевая игра

 

« Пограничники».

Русские народные игры «Русское единство», «Снять часового»

Дидактическая игра «Что в военном пакете?»

Подвижные игры «Саперы», «Снайперы»

Рисование «Памятники воинской славы нашего города»

 

Лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк»

Создание презентации «Мой город в годы войны»

Слушание марша «Прощание славянки (муз. В.Агапкина, сл. В. Лазарева).

 

Чтение «Рассказов о Великой Отечественной войне» А. Митяева

Видеоэкскурсия в зал Боевой славы краеведческого музея.

 

Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомить с воинами-героями

Сюжетно-ролевая игра «Военные».

 

Познавательная игра «Раньше и теперь».

Подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше»

 

 

Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов».

 

Лепка «Медали наших прадедов»

Чтение произведения В.Давыдова «Дозор», О.Высотской «Мой брат уехал на границу».

 

Слушание музыки М.Магиденко «У Кремлевской стены»

Непосредственно образовательная деятельность «Города воинской славы».

 

Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашего города, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны

Сюжетно-ролевая игра «Медсестры».

 

Подвижная игра «Переправа через мост»

Создание книги «Дети герои в годы Великой Отечественной воны» (родители совместно с воспитателями) Слушание фронтовых песен.

 

Чтение произведений Е.Благининой «Миру – мир», К.Симонова «Товарищ»

Заочная экскурсия «Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны»

 

Цель: познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважение к воинам-героям

Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки».

 

Дидактические игры «Сигнальные флажки», «Салют»

Подвижные игры «Разведчики»

Создание самодельных книг «Дети войны», «Герои тыла».

 

Конструирование «Мы склонились низко у подножья обелиска» (коллективная работа)

Слушание песен «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельевой, сл. М.Танича).

 

Чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости

Беседа «Земляки-фронтовики»

 

Цель: познакомить детей с ветеранами Великой Отечественной войны, которые проживали и проживают в родном городе; воспитывать сострадание и уважение к пожилым людям

Игра-эстафета «Попади в цель».

 

Дидактическая игра «Памятные места нашего города»

Изготовление книжных закладок для ветеранов.

 

Аппликация «Мир на Земле».

Изготовление мини-диорам «Освобождение города-героя от фашистских захватчиков» (дети совместно с родителями)

Чтение произведений А. Твардовского «Рассказ танкиста»,

 

В.Катаева «В разведке»

Непосредственно образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».

 

Цель: подвести детей к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма,

Уважения к истории нашего народа

Дидактические игры «Будем в армии служить», «Ордена войны».

 

Подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге»

Оформление альбома «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом).

 

Создание книги-раскладушки «Памятники боевой славы города-героя»

Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова).

 

Чтение произведений А. Акима «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»

Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»

 

Цель: подготовить детей к празднику «День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков»; воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, гордость за народ, победивших врага

Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет…»

 

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Дидактическая игра «Род войск и боевая техника». Подвижная игра «Пограничники»

Конкурс рисунков «Храбрые защитники»

 

Оформление альбома со стихотворениями о Великой Отечественной войне

Чтение стихотворений В.Берестова «Нет, слово «мир» останется едва ли»

 

Слушание песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл.В.Лебедева-Кумача)

 

Результат проекта:

создание мини-музея «Согреем памятью сердца»

 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек – участников Великой Отечественной войны), их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно-патриотического воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Прикосновение к истокам русского народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, желание народного творчества вызывает у детей сильные эмоции, желание сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням. Для решения этой задачи и используется мини-музей, в котором педагоги детского сада приглашают людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями русской народной культуры, знатоками истории. Также ежегодно в детский сад приглашаются ветераны Великой отечественной войны.

Основные задачи таких встреч:

  1. Прививать чувство гордости за свою Родину, свой героический и непобедимый народ.
  2. Развивать чувство патриотизма и стремления быть достойным гражданином своей страны.
  3. Развивать умение сопереживать, сострадать и сочувствовать.
  4. Сохранить память о подвигах великих героев войны для потомков.

Цель этих встреч – передача духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведения совместных мероприятий с ветеранами Великой отечественной войны. После встречи дети должны понять, что одним из проявлений любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в истории нашей страны. Надо обязательно рассказать об этом дошкольникам.

Как  проходят встречи? К ним необходимо готовиться заранее. Важно опросить родителей и детей об их семьях; узнать, кто воевал, служил в армии. С детьми разучить стихи и песни патриотического содержания. Привлекать к участию в музыкальных тематических занятиях. На занятиях по конструированию и ручному труду изготавливать подарки для ветеранов. На занятиях по изобразительной деятельности создавать рисунки изготавливать аппликационные поздравительные открытки для гостей. Посетить школьный музей боевой славы.

В музее истории и реликвий Великой отечественной войны познакомить детей с оружием, фотографиями военных лет, грамотами, медалями, дать возможность школьникам – экскурсоводам рассказать о Великой отечественной войне.

При проведении мероприятия педагог должен активнее привлекать родителей в совместной деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников, участию в тематических занятиях, экскурсиях, создании макетов, альбомов.

Под руководством взрослых у детей постепенно формируется гражданско-патриотические чувства. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвященный этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующая на базе детского сада музейная комната патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музейной комнаты, систематизированные и представленные в доступной для детей форме, дают реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музейная комната – это обучающая и развивающая среда, которая обеспечивает существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, воспитании будущего гражданина.

Музейная комната предусматривает работу:

— с детьми-дошкольниками;

— родителями (консультации, экскурсии, беседы)

— ветеранами, а также сотрудничество со школой.

Наряду с воспитателем роль экскурсовода может выполнять старший дошкольник, который самостоятельно проводит экскурсии для своих сверстников.

Героико-патриотическая тема была и остается актуальной в воспитании подрастающего поколения. Все, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.

Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

В мини-музее проводятся экскурсии по разным разделам экспозиции, а также к историческим памятникам населенного пункта.

Изучая историческое прошлое своего края, дошкольники раньше приобщаются к такому школьному предмету, как история, которая как поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.

Музейный материал включает:

— «Из истории родного города», «Жизнь современного города»: материалы краеведческого характера;

— репортажи о ветеранах труда;

— «Наш город в далеком прошлом»: историческая справка (документы, воспоминания старожилов, предметы быта жителей и пр.);

— «История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, воспоминания первых его сотрудников;

— «Нам этот мир завещано беречь»: материалы встреч с ветеранами, методические разработки праздников.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, одновременно можно и учить, и воспитывать детей. На таких праздниках они играют в военных, поют военные песни.

Дошкольники участвуют в акции «Дети – воинам-защитникам Родины», отправляют свои рисунки и сочинения на конкурсы.

Проведение патриотических праздников хорошая добрая традиция. По итогам проведения таких мероприятий оформляются фотоматериалы, чтобы в течение года можно было оживить впечатления детей, помочь им еще раз пережить положительные эмоции и сопричастность к памятным событиям страны.

Необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотизма. Воспитатели могут воздействовать и на эмоциональную сферу ребенка. Например, рассматривая картины («Оборона Севастополя» А.Дейнеки, «Отдых после боя» Ю. Непринцева и др.), надо говорить о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах, как им хотелось домой, но их долгом было защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе.

Или, читая отрывок из поэмы А.Твардовского:

…Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле,

Интонационно подчеркнуть и объяснить значение строк «нет дороги», «нету права» и «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Следует рассказать и о сотнях солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, которой приходят поклониться миллионы людей.

Обязательное условие воспитания патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практикой. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей  в наблюдателей и слушателей, активных, эмоциональных участников.

Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Поэтому немаловажную роль в патриотическом воспитании имеет совместная работа с родителями. Для этого можно использовать следующие формы взаимодействия родителей и детей по гражданско-патриотическому воспитанию:

1)    Акция «Чистый уголок моей Родины», предлагающая родителям и детям от мусора участок своего двора, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада;

2)    С сентября – проект «Дедушкина медаль», включающий фотодокументальную экспозицию;

3)    Утренники «День матери», «Посиделки», которые готовятся и проводятся благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада;

4)    Родительские собрания и круглые столы на тему «Роль семьи и социальных факторов в формировании гражданско-патриотических чувств дошкольников».

Современные реалии диктуют необходимость возвращения приоритета любви к Отечеству. И его надо формировать, начиная с дошкольного возраста – с воспитания любви к своей малой родине, как источнику патриотических чувств.

Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят об исторических событиях, грозных военных годах; чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищающих нашу Родину.

Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному селу, городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальными и важным. Поэтому естественными требованиями к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживает самые суровые испытания, пока живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, процветающие сообщества погибают, когда исторические уроки и традиции предаются забвению или просто уничтожаются.

Необходимо серьезно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, значимыми событиями, которые происходили в родном городе.