ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста .

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в

первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач современной

педагогики-это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск

путей эффективного обучения. Одним их таких путей, интенсивно развивающим детское познание, может стать

моделирование.

 

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. В детском саду в

Основном задействован только один вид памяти-вербальный. Моделирование-это попытка задействовать для

решения познавательных задач  зрительную, двигательную, ассоциативную память. Доступность этого метода

для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения-реальный

предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

 

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

-применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

1.       Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи

реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон

«Север», «Лес».

 

2.       Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и

связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой

предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной

окраске, как проявление связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура

животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).

 

3.       Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером

такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные знаки-символы для

обозначения явлений в неживой и живой природе.

 

Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике

называю по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими

схемами, Ткаченко Татьяна Александровна- предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л.Н-

схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической

аналогией, пиктограммами.

 

Мнемотехника- система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объёмы памяти детей

путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники

Очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов,

мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг

воспроизводится все ранее соединённые образы. Мнемотехника-это совокупность правил и приемов,

облегчающих процесс запоминания информации.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот

зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает текст. Таким образом, приём

символизации- это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи

информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного

изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа

в рифмованной форме.