ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Выступление Повалюхиной Т.А. «Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» (педсовет от 28.02.16)

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту

дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие» включает владение речью как

средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов

различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-

синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности

посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой,

познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на

особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель

помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи

ребенка во всех возрастных группах.

Построение образовательного процесса должно основываться на

адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы по развитию речи детей осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности

дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики

дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная

ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей:

от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации.

В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных

ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой,

природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач

познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество

образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач:

научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить

задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать

полученные сведения в единый рассказ.                                                                                                 «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами

приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно

счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.).

     Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС).                Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное

конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых

обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.

Форма речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.

Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая

спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании

освоенных речевых категорий .

Ситуации общения могут быть лексическими, вербально оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их

организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской

деятельности и использует их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть:       «Что не так?» (цель: упражнять детей  в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое

приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя

сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка»(цель:

упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть

человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его);

«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) [1].

Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих

многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и

познавательных задач.   Примерами специально планируемых ситуаций общения могут

быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов,

придумывании загадок), «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и

составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки

вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей»

(упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Реализация образовательной области «Речевое развитие»

возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта

имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как

рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта —

авторские детские книги сказок, загадок); «Лучше сам или все вместе?» (цель:

развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные

задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой»

(цель: освоение этикета убеждения и спора).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к

вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея»,

«Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др.

(освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению

основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое

взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение»,

«Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача»,

«Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг». Формами работы для речевого развития    дошкольников могут быть: литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров,  речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки,  интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.

 

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

  1. во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской

совместности,

  1. во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной

компетентности детей».

Таким образом, различные формы работы ресурсны в плане развития речи

дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  1. дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу,

выступая помощникам по отношению к кому-то,

4.обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и

практические задания,

5.педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной

образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное

превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным партнёром.