ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Подгрупповое занятие с детьми группы «Березка»

Автоматизация звука [р] в слогах и словах

 

(Подгрупповое занятие)

 

ЦЕЛИ:

 

  •  Уточнить артикуляцию и правильное изолированное про­изнесение звука [р].
  •  Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах и словах.
  •  Упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  •  Продолжать учить подбирать слова-антонимы.
  •  Упражнять в согласовании существительных с числитель­ными 2 и 5.
  •  Развивать внимание, мышление, пространственную ориен­тировку, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карта «Острова в океане»; предметные картинки: парус­ник, крокодил, обезьяны, пират; набор картинок «Угощение»; набор «Кокосы» ;  шкатулка с конфетами.

 

Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль. Вы догадались, что это за звук?

Дети. Р-р-р.

Л о г о п е д. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить лодку. Берем длинные, гибкие доски для построй­ки (упражнение «Качели» ). Проверяем доски на прочность(упражнение «Индюк» ). Сколачиваем их прочными гвоздя­ми (упражнение «Барабанщик» ).Нужно не забыть поставить парус, иначе мы не поплывем (упражнение «Парус», при его выполнении к воздушной струе добавляется голос). Замеча­тельная лодка у нас получилась! Посмотри-ка, ветер усилива­ется! Можно готовиться к отплытию.

Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Давайте столкнем нашу лодку на воду. Камни перевора­чиваются, стучат по дну лодки: р-р-р.

Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища.

 

Берем курс на первый остров!

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов — проклады­вает курс.

Волны плещутся за бортом, раскачивают нашу лодку.

Пра — про — пры. Гры — грэ — гро. Кру — кро — кра. Дро — дру — дрэ.

Бро — бра — брэ. Тра — тру — тры. Фрэ — фра — фро. Вры — вро — вра.

  •  Первый остров оказался необитаемым, плывем к следу­ющему.

А на втором острове живет зубастый, голодный … кроко­дил. Давайте накормим его из наших запасов. У нас есть пи­рожки ( один пирожок, два пирожка, пять пирожков). А теперь накормим его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.

Дети за логопедом называют слова вместе с числительными 2 и 5.

  •  Отправляемся к третьему острову. Жители этого острова разбежались. Что они сделали? Они решили, что к ним при­ближается огромный корабль. А как можно назвать нашу лод­ку? (Парусник). Давайте расскажем жителям острова, что есть у корабля. А если в слове есть звук [р], повторим это слово погромче, чтобы все слышали. Слушайте внимательно: корпус, палуба, рубка, каюта, иллюминатор, трап, штурвал, шлюп­ка, труба, труба, мостик.

Дети повторяют слова со звуком [р].

А что же есть у нашего парусника? (Корпус, парус.)

Теперь жители не перепутают парусник с … кораблем, а корабль с … парусником.

  •  К какому острову мы отправляемся? (К четвертому.) На этом острове живут одни обезьяны. Они запасают кокосы и раскладывают их по кучкам. Кокосы не простые, а с кар­тинками. В первой кучке кокосы, если звук [р] в начале сло­ва, во второй — в середине, а в третьей — в конце. Помогите обезьянам разложить кокосы.

Дети выполняют.

  •  Пора продолжать поиски сокровищ. Впереди по курсу сле­дующий остров. И кто же встречает нас на берегу? (Пират.)

Он не молодой, а … старый.                                                                                

Не плохой, а … хороший

Не злой, а … добрый.

Не сердитый, а … радостный.

Не растрепанный, а … аккуратный.

Не ленивый, а … трудолюбивый.

Не глупый, а … мудрый.

  •  Пират по секрету сказал, что сокровища зарыты на пос­леднем острове.  Отправля­емся туда.

Сначала нужно найти место, где зарыт сундук с чем?.. (С сокровищами.) Сделайте шаг вправо, два шага вперед.

Дети двигаются по «острову» — кабинету, следуя командам логопеда.

Теперь сундук нужно «откопать», а для этого найдите лишние слова. Слушайте внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Карандаш, тетрадь, ручка, фломастер.

Крыжовник, брусника, груша, смородина.

Дети называют лишнее слово в каждой группе слов.

А вот и сундук. Что нужно с ним сделать? (Открыть.) Что же там за сокровище?

Дети открывают сундучок, в нем конфеты.

Наверное, это проделки старого пирата. Решил, что конфеты — настоящее сокровище.

  •  Итог занятия.

Логопед. Пора возвращаться домой, ведь путь был дол­гим и трудным. Конфетами угостите друзей и расскажите им о своем приключении. А какой звук помогал нам сегодня в поисках сокровищ?

Дети. Р-р-р.