ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для воспитателей: «Особенности взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО».

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь,  является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. В дошкольном возрасте идет интенсивное освоение средств, форм и функций речи.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в этот период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения

Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснять родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.

Воспитателю следует помнить о том. что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть внятной и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи, логоневроз и даже заикание.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Воспитателю следует помнить о том, что нужно сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя.

Задача : Способствовать реализации образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с требованиями ФГОС.

 

Образовательная область «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

Основная цель:  Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

Овладение речью как  средством общения и культуры

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте

Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией , в которой происходит общение)

Развитие связной речи(диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание))

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи  (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)

Формирование грамматического строя речи (морфология (изменение слов по родам, числам,

падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование)

Воспитание звуковой культуры речи (развитие восприятия звуков родной речи и произношения)

Воспитания любви и интереса к художественному слову

Принципы развития речи

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи

Принцип развития языкового чутья

Принцип обеспечения активной языковой практики

Принцип коммуникативно — деятельного подхода развитию речи

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

Средства развития речи

Общение взрослых и детей

Обучение родной речи на занятиях

Культурная языковая среда

Художественная литература

Изобразительное искусство, музыка, театр

Занятия по другим разделам программы

Методы развития речи

Наглядные (рассказывание по игрушкам и картинам)

Продуктивные – основаны на построении собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения (обобщающая беседа , рассказывание, пересказ с перестройкой текста

дидактические игры на развитие связной речи, метод  моделирования, творческие задачи

Методы развития речи по используемым средствам

Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности

Словесные  (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические

упражнения, пластические этюды, хороводные игры

Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов

(метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной

литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры- драматизации по содержанию литературных

произведений, дидактические игры)

Приемы развития речи

Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания,

оценка детской речи, вопрос)

Наглядные приемы (показ иллюстрированного материала, показ положения органов

артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)

Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно-

практические ситуации, игра-драматизация с  акцентом на эмоциональное переживание,

имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры, дидактические игры

 

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой

ЦЕЛЬ: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг)

Задачи: Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к

Словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний Приобщение к словесному искусству в т.ч. развитие художественного Восприятия и эстетического вкуса  .Формировать

и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте. Развитие  литературной  речи

Формы:

Чтение литературного произведения

Рассказ литературного произведения

Сочинение по мотивам прочитанного

Ситуативная беседа по мотивам прочитанного

Беседа о прочитанном произведении

Обсуждение литературного произведения

Инсценировка литературного произведения

Театрализованная игра

Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного

Игра на основе сюжета литературного произведения

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ

Ежедневное чтение детям вслух является обязательным

В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности

детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне

содержания, но и на уровне зрительного ряда

Разработка на основе произведений художественной литературы детско-родительских проектов

с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной,

познавательно- исследовательской.