ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии в развитии речи».

Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.

К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник,  обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Чтобы помочь детям  научиться  связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать  инновационные   технологии в развитии речи.

Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

 

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы  украдем у

наших детей завтра»

Джон Дьюи

 

  1. Технология проектной деятельности.

Применение проектной деятельности в работе с детьми по развитию речи относится к эффективному и доступному средству совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, способствующему формированию потребности в речи и её удовлетворению, а также повышению познавательной активности у воспитанников.

Одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Готовность к диалогу — один из показателей сформированности индивида как личности.

Поскольку основным видом деятельности дошкольников является  игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит  формирование и совершенствование речевой активности детей.  С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой  проекта  «Детская журналистика и диалогическая речь».

Особо хочется отметить то, что сюжетно-ролевая игра «Мы — журналисты»  завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Усвоив  определенные знания, вооружившись блокнотами с опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, бухгалтера, повара, медицинской сестры, повара, у приглашенных журналистов и др.                                                                                                                             Каждому «юному журналисту» на первом занятии  вручался блокнотик, в который позже наклеивались опорные картинки-модели, помогающие ребенку в создании и воспроизведении диалога.

Моделирование считается в логопедической практике эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными,  значительно облегчает обучение. С этой целью была разработана схема-подсказка для ведения диалога (прил). Схема-подсказка состояла из картинок — символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок — корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.

 

Сюжетно-ролевая  игра «Мы – журналисты»

Цель:

  • развитие связной диалогической речи, коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.

Задачи:

  1. расширять и активизировать словарный запас старших дошкольников;
  2. закреплять навыки ведения диалога;
  3. развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.

Оборудование и атрибутика к игре «Мы – журналисты»

Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны .

Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»

  1. Подготовительная работа: изготовление атрибутов, предварительная речевая подготовка, чтение произведений, тематические беседы, обогащение словарного запаса, дидактические игры.
  2. Творческие задания, командировки.
  3. Творческие отчеты.
  4. Выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки».

 

Игра «Полезные советы»

(для родителей)

Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.

 

Игра «Звукооператор»

Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности.

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например,  подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др.

Кроме того, необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказка о царевиче и драконе» она может начинаться так:

В далекой – далекой сказочной стране жил был царь,  и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом).

 

 

 

 

 

 

ДЛЯ  ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА В ФОРМЕ ИНТЕРВЬЮ

 

№ п/п Картинка-символ Тема речевого высказывания Варианты речевых обращений
 

 

1

 

 

 

 

 

 

Вход в диалог

Приветствие

 

 

—  Здравствуйте!

—  Добрый день (утро, вечер)!

—  Мы рады встрече с вами!

—  И др.

2  

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель

 

 

—          Разрешите задать Вам несколько вопросов?

—          Мы хотим побеседовать с Вами о  …

—          Расскажите нам, пожалуйста, о …

3  

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ о работе (профессии)

 

 

—          Чем Вы занимаетесь?

—          Что Вы делаете?

—          Что Вы можете рассказать о своей профессии?

4  

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение данной профессии

 

 

—          Где учились …?

—          Кто Вас научил?

—          Долго ли Вы учились?

5    

 

Рабочие инструменты

 

 

—          Какие инструменты Вам нужны?

—          Чем Вы работаете?

—          Расскажите о своих помощниках в работе?

6    

 

Отношение к профессии

 

 

—          Любите ли вы свою профессию?

—          За что Вы любите свою профессию?

7  

 

 

 

 

 

Фото на память

 

 

—          Разрешите с Вами сфотографироваться на память?

8.    

 

Выход из диалога.

Выражение благодарности.

прощание

 

 

 

—          Вы очень интересно рассказали …

—          Спасибо вам за рассказ.

—          Нам понравилось…

 

 

         

2.Технология развития детского речевого творчества.

 

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Правила составления синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый край

Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

Условные обозначения:

слова-предметы (существительные)

слова-признаки (прилагательные)

слова-действия (глаголы)

слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..

Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

  1. Котёнок

Чёрненький, пушистенький

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное

  1. Дом

Большой, красивый

Защищает, греет

Нужен всем людям

Убежище

  1. Арбуз

Круглый, вкусный

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

Семья

Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Выводы о синквейне:

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

 

3 . ИКТ

Компьютерные программы по развитию речи:

«Игры для Тигры» (Развитие речевого дыхания и фонематических процессов. Развитие основных речевых навыков. Формирование словаря и грамматического строя речи.)

 

«Баба Яга учится читать» (Развитие слухового восприятия. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Знакомство с алфавитом. Профилактика нарушений письменной речи. Формирование образа буквы.)

 

Игры «Уроки Мудрой Совы» на сайте детских компьютерных игр Логозаврия (http://www.logozavr.ru). Это виртуальная школа, где можно в игровой форме приобрести знания, умения и навыки, которые помогут успешному обучению в реальной школе.

 

Игра: «Учимся говорить правильно»