ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для воспитателей: «Игры с мячом, используемые на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов»

Игра в мяч положительно влияет на развитие общей моторики, поднимает ребенку настроение и главное помогает решать коррекционные задачи по исправлению речи.

В осенне-весенний период, когда дети больше проводят времени на прогулке их очень сложно  «собрать» и настроить на логопедическую деятельность. Задача логопеда привлечь ребенка к взаимодействию с ним.

Эти игры универсальны, они подходят для разного количества участников, их можно использовать как на природе в компании детей своих друзей, так и в обычном детском саду.

Для подвижных летних  игр не понадобится серьезный спортивный инвентарь, очень часто достаточно небольшого мяча (мячей).

Подвижные игры очень рано входят в жизнь дошкольника. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности.

Подвижные  игры  несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку.

В активном движении, ребенок, как правило, «сбрасывает» все негативное, накопленное им за определенный период. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений, развивая в них рефлексию и волю.

Подвижные  игры способствуют развитию и внимания, и воображения,  мышления и развития речи. Особенно это касается спортивных игр, когда дети играют все вместе. В этом случае игры влияют на формирование качеств личности, поскольку ребенок учится считаться с мнением других, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это очень важно для его жизни в социуме, поскольку ему придется все это делать и там, во взрослой жизни.

Таким образом, спецификой подвижных игр, направленных на развитие речи является то, что их использование не только развивает общую моторику, но и активизирует детей.  Эти игры создают большие возможности для проявления инициативы и творчества детей, поскольку кроме богатства и разнообразия движений, предусмотренных правилами, дети обладают свободой их применения в различных игровых ситуациях.

Играть можно и с одним ребенком или двумя, но игры с группой детей более конструктивны и результативны. Соответственно мы говорим о таких видах игр, как коллективные, парные и индивидуальные. Первенствуют здесь коллективные игры.

Они могут быть разнообразны, но их все объединяет активность и соревновательность детей. Это разного рода эстафеты, активные двигательные игры и пр.

Индивидуальные игры строятся на интересе ребенка и умелой организации взрослого. Ребенку скучно играть одному, поэтому для взрослого нелишне поиграть с ним. К примеру, попрыгать на скакалке, «повисеть» на турнике. И ребенку приятно, и взрослому полезно.

Как правило, содержание подвижной игры составляют ее сюжет, правила и двигательные действия.

Дети, зачисленные на логопункт, имеют нарушенные фонетические процессы.

Используя специальные игры можно решить несколько задач:

-Эмоционально положительный настрой.

-Преодоление речевого дефекта.

-Закрепление и отработка полученного звукового навыка.

-Формирование фонетических процессов, в дальнейшем которые способствуют чистому звукопроизношению.

-Подвижная игра

-Регулируют силу  и точность движения, активизируют внимание.

-Игры с  мячом положительно влияют на гиперактивность детей.

Примерный перечень игр, которые можно использовать на прогулке с детьми, имеющих речевые нарушения:

Игра: «Повтори звук»

Цель: развитие фонетических процессов, закрепление знаний гласных звуков.

Ход игры:  называется цепочка из гласных звуков, если дети услышат звук «А», нужно стукнуть об пол и поймав мяч, повторить этот звук.

Игра: «Тихо — громко»

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, формирование силы голоса.

Ход игры: дети  пропевают  звуки вслед за взрослым. По мере движения (подбрасывая мяч вверх) дети увеличивают силу голоса, бросая мяч вниз , дети понижают силу голоса.

Игра: «Хитрый слог»

Цель: развитие фонетических процессов

Ход игры :  Взрослый  просит детей послушать слоги и повторить только тот  слог в котором есть звук ш (например) и выборочно бросает мяч кому-то из детей. Дошкольник должен внимательно слушать произнесенные слоги и повторить только тот в котором был заданный звук например ш  (он-ор-ос-ош -оч).

Игра: «Слова »

Цель: Развитие фонематического слуха

Ход игры: Взрослый обращает внимание детей на произнесенные им слова и поочередно просит повторить только те слова, в которых есть заданный звук например звук .(лак-мак-рак-шаг)  .

Он  бросает мяч и говорит: Маша послушай слова, которые я сейчас назову и повтори за мной только то слово, в котором ты услышишь звук р.

Ребенок называет слово и бросает  мяч участнику игры.

Игра: «Внимательный малыш»

Цель игры: развитие мышления и фонетических процессов.

Ход игры:

Взрослый : ребята сейчас я буду бросать вам мяч и называть предметы. Если я назову живой предмет, вы стукните мячом по полу , если неживой подбросите вверх и передадите соседу. В игре должны принять участие все, кто находится в кругу.

Игра: «Закончи рифмовку»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Взрослый произносит рифмовку, поочередно бросает мяч детям и просит придумать соответствующие  завершение рифме.

Пример рифмовок:

Ша-ша-ша-в кастрюле варится ….ЛАПША

Ро-ро-ро под землей везет….. МЕТРО

Ол-Ол-Ол на кухне деревянный….. СТОЛ

Со –со-со у машины круглое ….КОЛЕСО

За- за –за у меня два ….ГЛАЗА

Цо-цо-цо снесла курица ……ЯЙЦО

Жи-жи- жи- в лесу колючие….ЕЖИ.и.т.д.

Игра: « Попробуй отгадай!»

Цель игры: развитие фонематических процессов.

Ход игры:

Взрослый произносит слова и просит детей передавать мяч по кругу, но если в словах будет звук р , то детям нужно бросить мяч обратно .

 

Игра: «Неправильные слова»

Цель :развитие фонетических процессов .

Ход игры: Педагог поочередно  бросает мяч детям и неправильно называет слова. Ребенок должен внимательно послушать и перебросить мяч обратно и правильно назвать «неправильное» слово.

Пример: Саса-Саша, Фонай-фонарь, волона-ворона.

Предлагая эту игру, необходимо учитывать произносительные возможности детей.