ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Игры, которые должны знать все родители

Игры по развитию речи, которые должны знать все родители

 

Речь – очень широкое понятие. Игр по развитию речи огромное количество. В этой статье только те игры, которые расширяют словарный запас ребенка и способствуют усвоению грамматических категорий. А самое главное, эти игры не требуют специальных картинок, игрушек. В них можно играть, когда идете домой, едете в автобусе или машине, сидите в очереди в поликлинике. Не жалейте времени, предлагайте эти игры ребенку. Если ребенку сложно подобрать нужное слово или окончание – подсказывайте. Очень скоро он сам начнет искать и изменять слова также легко, как Вы. Эти навыки обязательно пригодятся при овладении письменной речью, на уроках русского языка. А умение подобрать нужное слово, грамотно оформить свое высказывание поможет в общении со сверстниками и взрослыми.

Игры на расширение словарного запаса

Игра «Назови одним словом»

Взрослый называет 3-5 предметов одной тематической группы, а ребенок говорит, как эти предметы можно назвать одним словом. (Кофта, штаны, куртка – это одежда.)

Игра «Я знаю 5…»

Ребенок или взрослый говорит: «Я знаю 5 названий рыб». И начинает перечислять. Второй игрок называет еще 5 названий рыб. Проигрывает тот, кто не сможет назвать пять подходящих слов.

Игра «Часть и целое»

Взрослый предлагает назвать части какого-нибудь предмета, ребенок называет. (У рубашки есть рукава, воротник, манжеты..)

Игра «Противоположности» или «Скажи наоборот»

Взрослый предлагает ребенку говорить все наоборот. (Высокий - низкий, узкий – широкий..). Чтобы усложнить игру, используйте разные части речи: существительные, глаголы, наречия (день – ночь, взять – положить, далеко – близко).

Игра «Четвертый лишний» или «Что лишнее»

В этой игре взрослый должен одно слово из четырех сделать отличным от другим по каким-либо признакам (Капуста, огурец, слива, кабачок.) Обязательно спросите, почему ребенок названное слово считает лишним. Возможно, его вариант отличается от Вашего, но у него есть вполне логичное объяснение. Это тоже будет считаться правильным ответом. Похвалите ребенка за сообразительность.

Игра «Чем отличаются?»

Предложите сравнить два предмета (стул – кресло, курица – утка, футболка - рубашка). Спросите ребенка, чем они похожи, а чем отличаются.

Игры на словоизменение

Игра «Один-много» или «Чего много?» или «Богачи»

-Я буду говорить об одном предмете, а ты говори тоже самое, но про много предметов. (Я купила один апельсин. – Я купил много апельсинов.) Не стоит сваливать все слова в одну кучу. Сегодня поговорите об овощах или продуктах, завтра – об одежде, а в следующий раз об игрушках…

Игра «Чего нет?» или «Что пропало?» или «Чего не стало?» или «Чего не хватает?» или «Что изменилось?»

Интереснее в эту игру играть с предметами или картинками, так еще развиваются память и внимание. Но даже не используя ничего, игра учит правильно употреблять окончания существительных во множественном числе в родительном падеже. Это слабое место дошкольников, они часто допускают здесь ошибки (был карандаш, теперь нет… карандаша).

Игра «Жадина» или «Мой, моя, мои, моё»

Пусть ребенок обо всех предметах говорит мой, моя, мои или моё. Выбирает подходящее слово. Задача взрослого предлагать слова разного рода и числа (мяч – мой мяч, кукла - моя кукла, зеркало – моё зеркало, ножницы – мои ножницы).

Игра «Сосчитай»

Обычно дети без труда пересчитывают предметы: «Один, два, три, четыре…». А вот если каждый раз называть предмет, который считают, то возникает путаница. Попробуйте посчитать по-новому (одно яблоко, два яблока, три яблока… пять яблок).

Игра «Маленькие слова» или «Что где лежит, хранится» или «Разложи по местам» или «Наведи порядок» или «У нас порядок»

-У нас дома часто бывает беспорядок. Давай придумаем все игрушкам свои места и будем стараться их туда убирать (мячик будет лежать в коробке, самолет на полке, весы под диваном…).

Игры на словообразование

Игра «Назови ласково», «Гномы и Великаны»

-Давай ты будешь волшебником, которые превращает все большие предметы в маленькие (дом – домик) или ты волшебник-великан, который любит все большое (дом – домище).

Игра «Из чего сделано?»

-Я буду говорить, из чего сделан предмет, а ты говори какой он (стол из дерева – деревянный, тарелка из фарфора – фарфоровая…).

Игра «Как зовут малыша?»

Взрослый называет взрослое животное, а ребенок говорит, как называют его детеныша. (Я мама кошка, а ты мой – котенок.) Усложнить игру можно называя всех членов семьи (гусь, гусыня, гусенок или гусята).

Игра «Соединяй-ка»

-Из некоторых слов можно сделать одно большое, давай попробуем! (Длинный хвост – длиннохвостый, круглое лицо - круглолицый).

Игра «Подходящее слово»

-Я начну предложение, а ты закончи его подходящим словом. (Машина от дома … отъехала, машина вокруг дома …объехала. Гусеница к капусте… подползла, гусеница под листик… заползла и т.п.)

Все игры, которые проводятся на слух, без опоры на картинки и предметы развивают слуховое внимание, память, мышление. Если что-то ребенку не удается сейчас, возможно он еще мал. Отложите игру на некоторое время, вернитесь к ней через пару месяцев. Предложенные игры можно назвать основными по развитию лексико-грамматической стороны речи. Играя в них, Вы предупредите появления большого числа ошибок и неточностей в речи Вашего ребенка.