ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Доклад на тему: «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»

   Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста

одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление

речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект

речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов

сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски,

либо добавление новых слогов или звуков).

Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при

логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно

(по мнению некоторых авторов), может быть также и у детей, страдающих

только фонетико-фонематическим недоразвитием. По мнению же Т.А.

Ткаченко у детей с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием

речи, слоговой контур слова не искажается. Если же такой дефект имеет

место, значит у ребенка нарушение, при котором затронуты все компоненты

языковой системы. Т.е., по мнению Т.К. Ткаченко, стойкое искажение

слоговой структуры слова у дошкольника старше четырехлетнего возраста

является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия,

которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии

речи у такого ребенка. Это связано с тем (по Р.Е. Левиной), что слоговая

структура является генетически более ранним образованием, чем

фонематическая функция языка. Формирование «звукового наполнения

слогового контура слова» связано с ритмико-интонационными

фонолотическими средствами языка, непосредственно возникающими из

доречевых компонентов общения.

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению

данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка — логопата.

Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по

традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого

развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста.

 

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов

подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и

типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце

слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок

(предметных и сюжетных).

Методика обследования детей 3 лет:

Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие

из 1,2,3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно

воспроизведенных слогов.

Детям 4-5 лег предлагаются различные типы слов: простые — из открытых

слогов без стечения согласных, более сложные — из 4-5 слогов со стечением

согласных в начале, середине, конце слова. Виды работ должны

варьироваться: назвать картинки; повторить слова за логопедом; ответить на

вопросы.

Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой

структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается: — повторить ряды

слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па — ту — ко); из

разных согласных, но одинаковых гласных (па — та — ка — ма); из разных

гласных, но одинаковых согласных звуков (па — по — пу); из одинаковых

гласных и согласных звуков, но с разным ударением.

— отстучать ритмический рисунок слова.

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с

большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения

по сюжетным картинкам.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры

слов необходимо учитывать следующие принцыпы:

— Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой

структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, т.е.

определенного уровня развития фонематического восприятия и

произносительных навыков.

— В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами,

содержащими только правильно произносимые звуки.

— По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений

слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и

рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это

звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец

различные их комбинации.

— На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал

ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления

навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На

заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры

слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление

предложений, рассказов и прочее).

— при формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного

средства можно использовать зрительные и жестовые символы звуков (по

Ткаченко).

-в случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава, слово

произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном

отхлопывании ее слогового контура.

— значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания.

При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова

параллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово

включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и

слогового состава.

В коррекционной работе по преодолению нарушений структуры слов

можно выделить несколько этапов: 1. Подготовительный. Сначала работа

проводится на невербальном, а затем на вербальном материале. Цель —

подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного

языка. Детям предлагаются различные упражнения: отхлопывание в ладоши,

использование музыкальных инструментов, воспроизведение ритма по образцу логопеда, игры и упражнения направленные на формирование

пространственно-временных представлений: начало, середина, конец, перед,

за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком

последовательности звука — звукового ряда, звука наполняемости слов,

простой и сложной структуры. (Можно использовать русскую народную

сказку «Репка» ЕВ. Рыбина). Вводится понятие тихо-громко и дети учатся

дифференцировать звуки по силе. На подготовительном этапе создается

фонетика-фонематическая база для коррекции нарушений слоговой

структуры слова.

1) Фонетическая база — овладение произношением всех гласных, а также

согласных звуков раннего онтогенеза, исправления нарушения голоса, темпа,

тембра и т.п.

2) Фонематическая база — способность к воспроизведению:

— сочетание гласных звуков; узнавание их по беззвучной артикуляции

— слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

— слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными

— слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонкости

и глухости. (да — та)

-слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердости

и мягкости. (та — тя)

— слов близких по звуковому составу (бок — бак — бык).

2. Этап формирования слоговой структуры слова. На этом этапе в качестве

вспомогательного средства рекомендуется использовать зрительные и

жестовые символы звуков. Для повторения ребенку даются слова с легко

произносимыми звуками.

1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами гласных

звуков, моделирующими их слоговой контур.

2-я ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных

звуков.

3-я ступень. Проговаривание слов, содержащих стечения согласных звуков.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

можно использовать различные виды игр и упражнений на фонематический и

слоговой анализ и синтез слов.

3. Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры

слова. (Шипящие, л, р, р). Отражены проговаривания и заучивания: слов,

словосочетаний и предложений, рифмовок и стихов, скороговорок,

рассказов.

4. Заключительный этап. Использование полученных навыков точного

воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи:

составление рассказов по опорным словам; описание предметов, творческое

рассказывание и т.п.

 

 

А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры по возрастающей степени сложности.

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2.Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3.Односложные слова (дом, мак).

4.Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5.Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6.Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).

7.Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8.Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10.Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11.Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12.Односложные слова со стечением согласных (лист, писк).

13.Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14.Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

 

Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную

сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции

данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте в

последствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве

нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонетической дислексии, а

также вызывает появление так называемых вторичных психических

наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих

явлений. По этому работа по коррекции слоговой структуры слов должна

вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к

сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой

форме) и с применением наглядности.

Игры на развитие фонетического и слогового анализа и синтеза слов.

  1. Игра «Телеграф» — передать слово, отстучав его ритмическую структуру.
  2. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия.
  3. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, первый, последний, перед, после, между.
  4. «Разрезные картинки» — разрезать картинки на столько частей, сколько слогов в слове.
  5. Д/и «Рассели слова по домам».
  6. Д/и «Найди ошибку» (мотолок, моколо).
  7. Д/и «Четвёртый лишний» (мартышка, бегемот, жираф, крокодил».
  8. Д/и «Что изменилось в слове» — (лис – лиса – лисица).
  9. Д/и «Найди рифму»: рак; бак; банан.
  10. Д/и «Найди одинаковый слог в словах» (поймай слог).
  11. Добавь слог (маша, каша), (земляни…, смороди…).
  12.  Разгадать ребусы (коф., лас., кос)+точка.
  13. Д/и «Дружные соседи».
  14. Работа со слоговыми таблицами.
  15. Поменять слоги местами, составить слово (сосна-насос, рады-дыра).
  16. Образовать новое слово из первых слогов других слов.
  17. Определить какой слог пропущен (ко-…-ва).
  18. Придумать родственные слова к слову.
  19. Работа со схемами.
  20. Игра «Кузовок».
  21. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей», С-п, «Детство-Пресс» 2000г.

 

2. Л.С. Волкова; С.Н. Шаховская «Логопедия», М., «Владос», 1998г.

 

3. Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова», М.,

«Издательство Гном и Д» 2002г.

 

4. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова: система коррекционных

упражнений для детей 5-7 лет», М., «Издательство Гном и Д», 2001г.