ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

"Цветочная мозаика" Занятие для детей старшего возраста

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 169»

Повалюхина Татьяна Алексеевна

Методическая разработка подгруппового мероприятия с детьми

по теме:

«Цветочная мозаика»

 

(с детьми старшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 Уточнение, расширение и  активизация словаря по лексической теме «Комнатные  растения».

Задачи:

-формировать представление о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними.

- Совершенствовать фонематическое восприятие

-Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

-Продолжать учить подбирать слова-антонимы

-Упражнять  в составлении  сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.

-Развить диалогическую и связную речь

-Закреплять умение запоминать стихотворение по мнемотаблице

 -Развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

-Воспитывать  самостоятельность,  детскую инициативу, воображение, любознательность, бережное отношение и любовь к природе.

Методики и технологии:  игровые технологии, здоровьесберегающие  (дыхательная, пальчиковая  гимнастики), ИКТ.

Форма работы с детьми: подгрупповая.

Интеграция видов деятельности: игровая, речевая, познавательная,  двигательная.

Оборудование: картинка «солнышко» , цветик-семицветик, мяч, комнатные растения(кактус и сансевьера), разрезная картинка, мнемотаблица, ноутбук (слайды), магнитофон.

Ход деятельности:

1.Орг. момент.

Логопед:

  Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Игра: «Приметы осени».

2.Психогимнастика.

Логопед:

Правильно, ребята, солнце осенью светит мало и совсем не греет. А вам грустно, когда нет солнца? Покажите, как вам грустно. А покажите, как вы радуетесь, когда появляется солнышко!

3. Дыхательное упражнение: «Разгоним тучи».

   (Дети дуют на « тучи» и появляется картинка «Солнышко»)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что растения растут не только на улице, но и в помещении. Где мы можем их увидеть? (В уголке природы). А какие комнатные растения вы знаете, мы сейчас проверим.

4. Игра: «Угадай и назови растение»

Расскажу я вам стихотворение

Про разные чудесные растения.

Вы смекалку приложите

И растенье назовите

Слайд 1

Чем больше света и тепла,

Тем краснее я, друзья.

А если света не хватает,

Зеленеть я начинаю.   (Колеус)

Слайд 2

Говорят, что в декабре

Все деревья в серебре.

Я же в комнате зимой

Расцветаю, как весной.   (Декабрист)

Слайд 3

Куст оконный и балконный;

Лист пушистый и душистый.

Он сборчатый и косматый,

А цветы на окне –

Словно шапка в огне.   (Герань.)

Слайд 4

Его воздушные корешки

Для посадки хороши,

А если плетни разрослись,

Возьми горшок и потрудись. (  Хлорофитум)

Слайд 5

Просит у меня дружок

 Фиолетовый цветок.

 Мне отдать его не жалко,

 Подарю дружку ...   (фиалка)

5. Игра: «Закончи предложение».

Логопед:

Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли и были красивыми (За ними нужно ухаживать.) Расскажите, как. Я начинаю предложение, а вы начинаете свой ответ со слов для того чтобы. А поможет вам «Цветик-семицветик»

-Комнатные растения поливать необходимо …

1-… для того, чтобы они не завяли.

-Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-… для того, чтобы могли они дышать.

-Комнатным растениям нужен солнечный свет и тепло…

3-… для того, чтобы могли они хорошо расти.

-Комнатные растения нужны нам…

4-…для того чтобы украшать его дом.

5-…для того чтобы очищать воздух.

6-… для того чтобы нас радовать

7-… для того чтобы нас лечить

А теперь давайте пойдем на коврик и немного отдохнем.

6. Подвижная игра  «На окне» (под музыку)

На окне в горшочках   (Дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки.   (Медленно встают)

К солнцу потянулись,   (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки   (Разводят руки в стороны ладонями вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.   (Соединяют руки над головой и покачиваются)

Пусть они цветут, растут,   (Хлопают в ладоши)

Детям радость несут.   (Кивают головой, улыбаются)

7. Театрализованная сценка

 Логопед:

 Если кто-то заболеет,

Со здоровьем вдруг беда

Вылечить тебя сумеют

Комнатные растения

Входит мальчик¬ Ваня.

—  Здравствуй Ваня, что с тобой случилось?

— Ой, ребята плохо мне. Заболел я, силы нет.

— Ой, ребята жалко Ваню, сможем мы ему помочь?

—  Да, нужно вызвать врача.

Входит ребёнок, одет врачом.

— Ваня, что у тебя болит?

— Зуб болит.

—  Нужно пожевать листочек каланхоэ и зубная боль у тебя пройдет.

— Нос  не дышит.

— Сок алоэ тебе поможет от насморка (показывает цветок).

— А ещё у меня температура.

— Отвар листьев хлорофитума поможет от температуры (ребенок показывает хлорофитум).

8. Игра: «Собери картинку, назови цветок» (сансевьера)

Логопед: Ещё этот цветок называют-щучий хвост. А как называется это растение? (на стол выставляются цветы- сансевьера и кактус).

9.Пальчиковая гимнастика «Кактус»

Ребята, какие вы молодцы! Давайте покажем и расскажем о нём:

На окне цветок колючий

(Показать прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу

(Сделать «бинокль» из ладошек)

Вы его не троньте лучше

(Погрозить пальчиком)

Очень больно колется.

(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)

Не подушка для иголок,

(сложенные ладошки под щёчку)

И не ёжик, и не ёлка,

(сложить ладошки, растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду,

(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)

Потому что весь в иголках.

(Уколоть пальчиком ладошку)

10 . Игра: «Подбери родственные слова»

 Логопед: А как вы думаете, они живые?  (Растут, дышат, размножаются)

   -А вы хотите услышать, о чём они спорят? Что бы услышать, надо произнести волшебные слова, в которых спряталось слово «цвет»      

 11. Игра: «Назови ласково» (с мячом)

Стебель-стебелёк  (корень, лист, цветок,  лепесток, бутон)

12. Игра-диалог: « Кто лучше» (слова-антонимы)

Кактус (логопед): Я колючий!

Щучий хвост (дети): Я гладкий!

Кактус: Я маленький!

Щучий хвост: Я большой!

Кактус: Я светолюбивый.

Щучий хвост: Я тенелюбивый.

Кактус: Меня поливают редко.

Щучий хвост: А меня часто.

Кактус: У меня земля сухая.

Щучий хвост: У меня мокрая.

Кактус: Я расту медленно.

Щучий хвост: А я быстро!

   Логопед: Не спорьте, вы оба прекрасны

                     Нет в этом сомненья.

                     Вы радость нам дарите и вдохновенье!

 

13. Заучивание стихотворения «Амариллис» по мнемотаблице.

Я очень солнышко люблю.

На южной стороне расту.

С поддона только поливайте,

Про отдых мой не забывайте.

И красная воронка

Закивает звонко.

Слайд 6

Логопед: Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры...

 

 Итог:

- Теперь вы знаете, что растёт у нас в уголке природы, и для чего нужны людям комнатные растения.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в мир комнатных растений?

- Что больше всего вам понравилось?

Домашнее задание:

-Нарисуйте любое комнатное растение, которое растёт у вас дома и подготовьте небольшой рассказ о нем.

 

 

 

Используемая литература:

1.Кравченко И.А. «Игры и упражнения со звуками и словами», М.,1999

2.Пожиленко Е.А. « Волшебный мир звуков и слов», М.,2001

3.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М.,1983

Что нового вы узнали на уроке?