ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для родителей младших групп «Упражнения для развития мелкой моторики».

Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев руки и умение ребенка «пользоваться» этими движениями. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной, именно близость моторной и речевой зон навела ученых на мысль, что тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое значение для развития речи ребенка, и, соответственно, мышления.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И.Павлов). В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, а следствием слабого развития общей моторики, и, в частности-руки, является проблема с речевым развитием.

Развитие мелкой моторики руки в нашей группе ведется по двум направлениям:

Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры (инсценировка стихов, потешек, сказок, в которых участвуют пальцы одной или обеих рук) и упражнения с применением различных предметов.

Пальчиковую гимнастику нужно проводить несколько раз в течении дня, особенно перед занятием по развитию речи, пред ИЗО и после него расслабляющую.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У малыша развивается воображение и фантазия.
  7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В группе мы ежедневно играем с детьми в пальчиковые игры, у детей есть упражнения и занятия для развития мелкой моторики:

-рисование, раскрашивания;

-всевозможные шнуровки;

-лепка;

-нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;

-коробка с манкой, речным песком;

-игры с матрешками, пирамидками, кубиками;

-пальчиковый театр;

-игры с крупой.

Развивать мелкую моторику можно и в домашних делах: наматывание клубка, застегивание пуговиц, кнопок,крючков, завинчивание и развинчивание крышек, разбор круп. Смешайте несколько круп- поиграйте в игру «Помоги Золушке»- отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая ее из песка, определить, что ему попалось в руки. Макаронные изделия-хороший материал для изучения формы. Длины. Возьмите шнурок, и пусть ребенок нанизывает макароны на него. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также  можно раскрасить. Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе причудливые узоры. Возьмите баночки, бутылочки разного размера. Снимите с них крышки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышку. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик, однако делать это необходимо под присмотром взрослых. Предложите  ребенку игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся долго ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан  воды (ее можно подкрасить), 2 ст.ложки растительного масла- все перемешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье! Уча ребенка зашнуровывать ботинки произнесите веселый стишок, сопровождающий каждое движение рук:

Ты хочешь завязать шнурки?

Не бойся, это пустяки.

Берешь шнурок, петля, крючок,

О, чудо! Вышел узелок.

Очень нравятся детям игры с прищепками. Нужно вырезать из картона различные формы:

круг-солнышко, треугольник-елочка и другие. Пусть ребенок сам попробует придумать какую-нибудь фигуру. Можно предложить игры со счетными палочками, выкладывание узоров по памяти и по образцу.

Последнее время все популярнее становится техника массажа пальчиков при помощи различных предметов: су-джок массажера, грецких орехов, каштанов или же самомассажа.

Игра «Кусачий котенок».

Ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» большим и указательным пальцами ногтевые фаланги.

Кусается сильно котенок -глупыш,

Он думает -это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе -кыш!

«Ручки греем» -упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки -ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Точилка» -сжав одну руку в кулачок. Вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево, вправо каждый пальчик по два раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш,

Мы точилку раскрутили,

Острый носик получили.

«Пила» -ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой.

Пилим,пилим мы бревно-

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться

И терпения набраться.

Эти игры доставляют малышам огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации. А совместная творческая деятельность подарит вам и вашему ребенку еще и массу положительных эмоций. Главное, учитывать возраст каждого ребенка, его индивидуальные особенности, настроение и возможности. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок, но умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, всевозможные пальчиковые разминки должны проводится систематически. Желаем родителям и детям добиться поставленной цели в развитии речи и достичь больших результатов.