ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Методическая разработка ООД с воспитанниками «Русская изба».

Конкурс «Лучшая методическая разработка»

Методическая разработка ООД с воспитанниками

/Старшая группа/

2016-2017 у.г.

 

Разработала: Кузнецова О.В.- воспитатель.

Тема: Русская изба.

Цель:Знакомить детей с традициями русского народа. Создание образа оберега для своего дома.

Задачи: ОО «Познавательное развитие»

1.Обобщить знания об избе на Руси ,о предметах быта.

2.Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства- оберег.

3.Знакомить детей с русскими народными играми ,пословицами.

4.Развитие интереса к прошлому.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1.Вызвать желание создать оберег своими руками.

2.Вызвать с помощью русских народных песен эмоциональный интерес к работе.

(Оберег-символ защиты .По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

Оберег(С.И.Ожигов)- предмет оберегающий, сохраняющий от чего-либо.)

Интегрированное занятие (ОО «Познание», ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

Материалы: карточки с изображением предметов русского быта: печь, ухват, самовар, свеча,  колыбель, кусочки ткани, нитки, образцы схемы изготовления оберегов.

Оборудование: «Русская изба» с предметами  быта (печь, лавки, стол, старинная посуды ) куклы — хозяин и хозяйка, колыбель (зыбка) с куклой-ребёнком. Мультимедийная презентация, образцы оберегов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, загадок, поговорок, хороводов, русской народной песни «Как во горнице девицы…», чтение русских сказок.

Планируемый результат: побуждать интерес детей к истории и культуре своей Родины, расширять представление о быте русского народа, приобщать к народным традициям через фольклор.

Ход  занятия

Воспитатель: Ребята , в какой стране мы живём?  (дети :  Россия )

Правильно, молодцы.

Привет Россия — родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли,

Любовь к твоим овином у жнивья,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое и узнать, как жили наши предки, а поможет нам в этом волшебная шкатулка. (Воспитатель крутит шкатулку и говорит слова «Раз, два, три волшебство произойди»).

Ребята, посмотрите, куда перенесла нас шкатулка? Правильно, в русскую избу и встречают нас хозяин с хозяйкой. Раньше, когда входили в избу, гости должны были покланяться хозяевам этой горницы .(поклон)

А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру.

Ребята, я буду загадывать вам загадки и если вы отгадаете правильно, то на экране появится тот предмет, о котором я загадаю (Вместо презентации можно использовать обычные картинки). Слушайте внимательно.

1.Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают, глотает. (печь)

2.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт.(ухват)

3.Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит – всем чай пить велит.(самовар)

  1. Тело бело, душа льняная , маковка золотая.(свеча)

5.Без рук, без ног, во все стороны клонится .(колыбель зыбка)

Давайте повторим, как в старину называли колыбель — зыбка. Ребята, как можно назвать все эти предметы ?(предметы русского быта)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали ,а теперь и отдохнуть пора.

Коли народ не весел,

Низко голову повесил

Знаю я ,нужна игра:

Распотешиться пора.

Я предлагаю вам немного отдохнуть (3 раза с ускорением) Я Буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной.

За дровами мы идём

И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Что бы печку растопить,

Дрова надо нарубить.

(Игра проводиться три раза с ускорением темпа)

Молодцы! «Делу -время, потехе-час»- говорили наши предки.

Воспитатель: Ребята, вы знаете ,что такое оберег?(ответы детей).Чтобы в доме было всё хорошо, люди стали создавать разные обереги: оберег защищал от всяческих напастей, они применялись всюду- и при постройки жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды, а ещё для детей ,что бы ничего не тревожило ночью во время сна.

Посмотрите, ребята, волшебная шкатулка приготовила для нас сюрприз.    (достаёт куклу «Кувадку»). Это детский оберег, который называется кукла «Кувадка» .Название куклы произошло от названия обряда- «Кувады».

Кувадки защищали  новорождённых и служили первыми игрушками младенцев. Для изготовления куклы Кувадки использовались лоскуты яркой разноцветной ткани.

Вот такой оберег я предлагаю сегодня сделать. Давайте сядем за столы и приступим к работе. Посмотрите, ребята, у каждого есть  схема-таблица, которая поможет вам в изготовлении куклы.( Дети в парах приступают к изготовлению куклы- оберега).

Воспитатель: Вечерами женщины и девушки пряли пряжу, делали кукол, вышивали, на столе горела свеча — ведь электричества ещё не было, пели песни.

Давайте послушаем русскую народную песню «Как во горнице…»

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о труде:

1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2.Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

3.Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

4.Дело мастера боится.

5.Кончил дело, гуляй смело.

Молодцы, ребята! Наше путешествие подходит к концу.

Итог: Что понравилось, запомнилось?

Спасибо вам,дети.