ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Мастер – класс по теме « Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Мастер – класс по теме « Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Музейная педагогика - это научно – практическая дисциплина на стыке музееведения,  педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Задачи музейной педагогики :

1.Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

2.  Обогащение предметно - развивающей среды.

3. Формирование у дошкольников представления о музее.

4. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

5. Формирование проектно-исследовательских умений и  навыков.

« В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». И. Г. Песталоцци.

 

Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции « мини – музеев» вполне реально в каждой возрастной группе. Материал должен иметь образовательно – воспитательное значение для детей, вызывать любознательность.

Всю работу по созданию «мини – музеев» можно разделить на три этапа:

1.подготовительный этап.

2. этап реализации проекта.

3. обобщающий этап.

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини - музея.

Подготовительный этап:

1. В начале работы необходимо определить тему мини – музея.

2. Разработать модель будущего музея.

3. Выбор места, в котором он будет находиться.

4. Определить содержание экспозиции, какое оборудование будет использовано.

5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей.

6. Определить перспективы развития.

Этап реализации проекта: при организации мини – музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должно отражать специфику возраста детей. Далее определяем цель создания мини – музея. Затем будем создавать экспозицию, по ходу работы музея она будет расширяться и пополняться.

Ведущей формой работы музея является экскурсия, они могут быть обзорными, тематическими, научно – просветительскими.

Музей создали, теперь подведем итоги: что было сделано? Что понравилось больше всего? Что нового узнали? Что хотели бы еще узнать? С кем можем поделиться полученными знаниями?

 

Хочу поделиться своим опытом по созданию мини - музея, были созданы:

«Музей часов», « Музей ветерка», « Музей глиняной игрушки», Музей « Моя любимая книжка».

Формы работы в мини – музея  продумываю заранее: беседы, рассказы, самостоятельное рассматривание экспонатов, дидактические игры, загадки, викторины. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что дети не только смотрят, слушают, выполняют задания, но и активно действуют, принимают участие в экскурсии, манипулируют с музейными предметами. Это дает возможность глубокого усвоения и запоминания информации.

Дети чувствуют свою причастность к созданию мини - музея приносят из дома экспонаты, а затем самостоятельно выступают в роли экскурсоводов. Любая экспозиция учитывает логическую цепочку:восприятие – понимание – осмысление – закрепление - применение. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день ко всем предметам свободный доступ. Определяясь с местом расположения мини – музея, выбираю часть групповой комнаты.

Хочу подробно остановиться на создании мини – музея « Моя любимая книжка». Цель создания это знакомство детей с различными книгами, историей их создания, значением в жизни человека, воспитание интереса к чтению.

На первом этапе предлагаю детям принести свои любимые книги, обратиться за помощью к родителям. Следующим шагом будет создание экспозиции. Это может быть изображение книги и особым образом оформленная надпись с названием. На полочках расставить разнообразные виды книг и другие экспонаты. По ходу работы музей будет пополняться и расширяться. Это дает возможность познакомить детей с историей возникновения не только книги, но и письменности, узнать, на чем писали в древности, чем писали, как создавались первые книги, как делают книги сегодня, правила обращения с книгами.  Так же был создан уголок самостоятельной деятельности «Сделай книгу сам»  и « Больница для книжки».

В преддверии   новогодних праздников планирую создать мини - музей          «Новогодняя игрушка наших бабушек», где будут собраны старые новогодние игрушки. Цель: изучить историю елочной игрушки. Новогодняя игрушка - это часть истории нашей страны. Ведь мало кто задумывается о том, какова история новогодней игрушки и почему появилась традиция украшать праздничное дерево.  Будем с детьми искать ответы на вопросы: кто придумывает елочные игрушки, почему они такие разные? Когда впервые начали украшать елку, какими игрушками? Создадим елочные игрушки своими руками.

В дальнейшем  планирую  вести работу в данном направлении , расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов , но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини – музея, а также уделять внимание самостоятельной поисково – исследовательской деятельности, экспериментированию.

 Постоянное обогащение представлений об окружающем  новыми впечатлениями  развивает в детях практические навыки речевого общения, любознательности  и гордости за результаты своего труда.