ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Выступление и презентация по теме "Влияние продуктивных видов деятельности на развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста".

Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые законы, по которым оно развивается  и проявляется. Л. Выгодский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Т.е. воображение —  вид мышления,  умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Виды воображения:

  1. Воссоздающее — это представление образов по заранее составленному описанию. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
  2. Творческое — это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».
  3. Неуправляемое — это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Рассматривая развитие воображения у детей среднего дошкольного возраста, было отмечено что воображение, это не что иное как отражение действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях. Предметом воображения становится то, что сильно взволновало, увлекло, поразило ребенка. Продуктивные виды деятельности позволяют создавать новые, необычные образы.

Но так как работа по продуктивной деятельности велась в средней группе и в силу возраста степень развития технических умений недостаточная, это тормозило работу воображения, сковывала детскую инициативу, снижало качество результатов деятельности. Поэтому подбиралась тематика, техническая сторона, где результат был бы наиболее удачным, выразительным.  Например. Ребенок плохо владеет приемом скатывания пластилина в шар, но стоило добавить конфетти и работа ребенка восхищает его, с гордостью показывает ее родителям. Или ребенок плохо владеет ножницами. Ровно вырезать прямоугольник и наклеить не всем удавалось. При добавлении блесток работа ребенку нравится и кажется, что она самая красивая и самая ровная. Вывод: если конечный результат заставляет ребенка гордиться своей работой, воодушевляться на новую деятельность, а это и есть приобретение опыта, технических навыков – то это правильный путь при развитии воображения.

Работа по развитию воображения в продуктивных видах деятельности при выразительном результате привела к раскрепощённости, уверенности детей. Они легко создавали необыкновенные образы, уходили от образцов (образцы при демонстрации обязательно нужны, ведь мы же их учим, но всегда оговаривался тот момент, что вы можете сделать «по-своему»). Путем рассуждения и фантазирования дошкольники стали более подробно детализировать сюжеты своих работ, стали создавать оригинальные образы. Например, при создании образа воробья звучали такие фразы детей: «Ему так жарко стало, что он зашел в лужу по горлышко, « Мой воробей учится плавать на спинке».   Периодически, использовала нетрадиционные техники: обрывание бумаги, рисование пальчиками, сухой кистью, пластилинограффия, включала работу, которая включает в себя объединение традиционных предметов для аппликации и лепки и не традиционных – конфетти, горох, разнообразные косточки, семена и т.д. Действуя с такими предметами, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, у ребенка интенсивно работает воображение. Поделки, аппликации детей получались необычно выразительными потому что, получаются разные линии, форма, зачастую сюжет, которого не планировали.

В настоящее время использование пластилина в лепке, картона и бумаги в аппликации детей дошкольного возраста может быть призвано традиционным, так как  широко описаны их техники и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в практику развития дошкольников. Но при сочетании «необычных» материалов и средств, а так же приемов работы с ними принято называть «нетрадиционными».

Таким образом, основу для развития воображения в продуктивных видах деятельности создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. В продуктивных видах деятельности ребенок учится способам и средствам преобразования, у него развиваются его комбинаторные способности, развивается воображение. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ.

В следующем году продолжу работу по развитию воображения в процессе продуктивной деятельности, расширяя предметную среду: в работу будут включен бросовый материал (коробки, обрывки ткани, скотч и т.д.), аппликация при помощи макаронных изделий, скорлупы, ниток и т.д., разнообразнее будет и семян, семечек, бобовых.