ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Рабочая программа группы «Берёзка» /средняя группа/ на 2014/2015 у.г.

Структура рабочей программы:

 

  1. Пояснительная записка;
  2. Перечень основных форм образовательной деятельности.
  3. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.
  4. Перспективное комплексно-тематическое планирование.
  5. Перспективный план по взаимодействию с родителями.
  6. План досугов и развлечений.
  7. Проект на учебный год.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная рабочая программа первой   младшей группы  МБДОУ «ЦРР — № 169» составлена в соответствии нормативно — правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
  • Письмом министерства образования Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
  • Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
  • Письмом Министерства Образования и науки РФ от 08.08.2011 № 03-495 «О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448-н»;
  • Постановление от 15 мая 2013 г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных  образовательных организаций»;
  • Приказом  Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 815 от 21.08.2013 г. «О подготовке к введению ФГОС ДО в Воронежской области»;
  • Приказом Управления образования администрации городского округа город Воронеж № 497/01-06  от 14.04.2014 «О введении ФГОС ДО в систему ДО городского округа город Воронеж»;
  • Образовательной программой МБДОУ «ЦРР-детский сад № 169».
  • Устав МБДОУ «ЦРР – детский сад № 169»;

 

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей  средней группы.

Возрастные особенности детей 4-х — 5-х лет

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевыевзаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторонаизобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупноймоторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становитсяпредметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группахначинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания , речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

 

 

Особенности воспитательно-образовательного процесса в средней группе заключаются в следующем:

  • группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей;
  • в группе нет национально культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса;
  • списочный состав группы: 34 воспитанника

 

Социальный паспорт группы

 

  1. Количество детей на 01.09.2014 г. –34, из них:

Девочки – 24,

Мальчики – 11.

  1. Возраст детей 4 года.

 

  1. Социальная характеристика семей

 

  1. Социальная характеристика семей

 

Всего семей:

 

__________

Благополучные семьи Неблагополучные семьи Асоциальные семьи
кол-во34

33

1

0

%

97

3

0

 

 

Всего семей: __________ Полные семьи

Неполные семьи

вдовы/вдовцы разведенные одинокие матери
кол-во 34

29

2

3

0

%

85

6

9

0

 

  1. Характеристика семей по возрасту

 

Всего семей: __________ Молодые семьи до 30 лет Семьи в возрасте от 30 до 40 лет Семьи в возрасте от 40 до 45 лет
кол-во 34

16

13

5

%

47

38

15

 

  1. Характеристика семей по количеству детей

 

Всего семей: ___________ Один ребенок Два ребенка Три и более детей
кол-во 34

19

13

2

%  

38

6

 

  1. Социальный статус семей

 

Всего семей: __________ Высокий достаток в семье Средний достаток в семье Малообеспеченные семьи
кол-во 34

3

30

1

%

9

88

3

 

  1. Уровень образования родителей

 

Всего родителей: __________ Среднее Среднее специальное Высшее
кол-во 66

6

10

50

%

9

15

76

Режим дня

В средней группе организован режим дня, который учитывает  особенности развития детей,  посещающих  данную общеобразовательную группу. Режим дня соответствует возрастным возможностям детей, способствует укреплению здоровья, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохра­няет от переутомления. Кроме этого, на протяжении всего режима дня  предусмотрено проведение образовательной деятельности.

 

 

Режим дня Средняя группа
Прием детей в группе, утренний осмотр, самостоятельная деятельность детей 7.00-8.17
Утренняя гимнастика 8.17-8.25
Подготовка к завтраку, завтрак

 

 

8.25-8.45
Игры, самостоятельная  деятельность детей 8.45-9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00-9.20

 

9.30-9.50

перерыв 10 мин.

Второвой завтрак (сок, фрукты) 9.50-10.00
Подготовка к прогулке, прогулка. 10.00-11.55
Возвращение с прогулки 11.55-12.05
Подготовка к обеду, обед 12.05- 12.35
Подготовка ко сну, дневной сон 12.35-15.10
Постепенный подъем, воздушные процедуры, самостоятельная деятельность 15.10-15.25
Полдник 15.25-15.45
Организованная образовательная деятельность __________
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке, прогулка 15.45-18.10
Подготовка к ужину, ужин 18.10- 18.25
Совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей 18.25-19.00

 

Расписание занятий

     Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиН (не более 2 занятий в день 15- 20минут). Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное  напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

 

 

 

  Средняя  группа

 

Березка

( 4 -5 лет)

10 занятий/неделю

3часа 20 минут

Понедельник 9.00-9.20-Лепка/Аппликация (черед.)

 

9.25-9.45-Физкультура

Вторник 9.00-9.20-Формирование целостной картины мира/Конструирование (черед.)

 

9.50-10.10-Музыка

Среда 9.20-9.40-Физкультура

 

9.45-10.05-Развитие  речи/Чтение художественной литературы (черед.)

Четверг 9.00-9.20-

 

ФЭМП/КРУЖОК «Английский язык» (черед.)

9.40-10.00-Музыка

Пятница 9.20-9.40-Физкультура

 

9.50-10.10-Рисование

 

Образовательный процесс проходит с 1 сентября 2014 года  по  31 мая 2015 года. В середине учебного года (с 13 по 17 января) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводятся мероприятия художественно-эстетического и оздоровительного цикла.

 

 

Учебный план образовательного процесса

 

Образовательная область +

 

Интеграция образовательных областей в направлениях развития ребенка

 

НОД, деятельность детей  

 

неделя

год
 

 

Обязательная часть программы (кол-во образовательных единиц)

Физическое развитие: формирование начальных представлений о ЗОЖ, физическая культура, подвижные  игры  + интеграция образовательных областей Двигательная деятельность (физическая культура  

 

 

2,5

 

 

 

90

Речевое развитие: развитие речи, художественная литература +  интеграция образовательных областей Коммуникативно-игровая деятельность

 

(развитие речи)

   
Коммуникативно-игровая деятельность

 

(чтение художественной литературы)

   
Познавательное развитие: развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы + интеграция образовательных областей Познавательно-исследовательская, игровая  деятельность

 

(ФЭМП)

   
Социально-коммуникативное развитие: социализация, развитие общения, нравственное воспитание, формирование основ безопасности,  патриотическое воспитание + интеграция образовательных областей Игровая, коммуникативная, речевая, познавательно-исследовательская театрализованная деятельность

 

(Ребенок и социальное окружение)

   
Социально-коммуникативное и познавательное развитие: социализация, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, формирование основ безопасности, развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы + интеграция образовательных областей Коммуникативная, познавательная, игровая деятельность

 

(формирование целостной картины мира)

 

 

 

0,5

 

 

 

18

Художественно-эстетическое развитие: развитие детского творчества, развитие продуктивной деятельности, приобщение к искусству + интеграция образовательных областей Музыкально-художественная деятельность (музыка)  

 

 

2

 

 

 

72

  Конструктивно-модельная деятельность (конструирование)  

 

 

0,5

 

 

 

18

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Речевое развитие: развитие речи, художественная литература, обучение грамоте + интеграция образовательных областей Коммуникативно-игровая, речевая  деятельность

 

(развитие речи)

   
  Коммуникативно-игровая, речевая  деятельность

 

(развитие речи с элементами обучения грамоте)

 

 

 

0,5

 

 

 

18

Коммуникативно-игровая деятельность

 

(чтение художественной литературы)

 

 

 

0,5

 

 

 

18

Игровая, коммуникативная, познавательно-речевая деятельность

 

(обучение грамоте)

   
Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к изучению  иностранного языка + интеграция образовательных областей Познавательно-исследовательская, игровая  деятельность

 

(ФЭМП)

 

 

 

0,5

 

 

 

18

  Познавательно-коммуникативная, игровая деятельность (английский язык)  

 

 

0,5

 

 

 

18

Физическое развитие: формирование начальных представлений о ЗОЖ, физическая культура, подвижные  игры  + интеграция образовательных областей Двигательная деятельность (физическая культура  

 

 

0,5

 

 

 

18

Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к искусству + интеграция образовательных областей Изобразительная деятельность (рисование)  

 

 

1

 

 

 

36

  Лепка 0,5 18
  Аппликация 0,5 18
Итого:   10 360

 

 

 

         Воспитательно-образовательная деятельность в  группе строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, данной рабочей программы и перспективного комплексно-тематического планирования. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности.

В тематическое планирование рабочей программы включено четыре направления развития дошкольников:  познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.

Каждому направлению соответствуют определённые образовательные области.

Образовательные области реализуются в различных игровых образовательных ситуациях,  видах детской деятельности, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей:

  • в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности (НОД);
  • в самостоятельной деятельности детей.

 

Модель организации воспитательно-образовательного  процесса  на 1 день

 

№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие и

 

оздоровление

☼       Приём детей на воздухе в тёплое время года;

 

☼       Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты);

☼       Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта)

☼       Закаливание  (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны, солнечные ванны в летнее время)

☼       Физкультминутки на занятиях, динамические паузы;

☼       Физкультурные занятия

☼       Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность)

  1. Дневной сон с доступом свежего воздуха; Гимнастика пробуждения; ортопедическая гимнастика;

☼       Закаливание (обширное умывание после сна),

☼       Физкультурные досуги (игры и развлечения);

☼       Прогулка (индивидуальная работа);

☼       Подвижные игры;

☼                   Самостоятельная двигательная деятельность.

2. Познавательно-речевое

 

развитие

☼       Непосредственно образовательная деятельность

 

☼       Дидактические игры

☼       Наблюдения на природе

☼       Беседы

☼       Целевые прогулки  на участке детского сада,

☼       Простейшее экспериментирование

☼       Непосредственно образовательная деятельность, игры по интересам

 

☼       Досуги познавательного цикла

☼       Индивидуальная работа

☼       Развивающие игры

 

3. Социально-личностное

 

развитие

☼       Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы

 

☼       Формирование навыков культуры еды

☼       Этика быта, трудовые поручения

☼       Формирование навыков культуры общения и  поведения

☼       Театрализованные игры

☼       Сюжетно-ролевые игры

☼       Индивидуальная работа

 

☼       Эстетика быта

☼       Трудовые поручения

☼       Игры с ряженьем

☼       Работа в книжном уголке

☼       Сюжетно-ролевые игры

☼       ОБЖ – беседы и игровые ситуации

4. Художественно-эстетическое

 

развитие

☼       Занятия художественно-эстетического цикла;

 

☼       Экскурсии

☼       Работа в уголке изодеятельности

☼       Занятия художественно-эстетического цикла

 

☼       Музыкально-художественные досуги

☼       Индивидуальная работа

☼       Элементы театрализованной деятельности

(драматизация знакомых сказок, театр на столе)

Формы организации образовательной деятельности

 

Образовательная деятельность Виды детской деятельности Формы образовательной деятельности
Физическое развитие Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная. Утренняя гимнастика,  подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки,  дни здоровья,  экскурсии,  реализация проектов, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале.

 

Игровые упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины,  реализация проектов.

Социально-коммуникативное

 

развитие

Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная. Игры с правилами,  творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание  и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины,  реализация проектов.

 

Игровые проблемные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание  картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов.

Трудовая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная. Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение художественных произведений, изготовление поделок, создание макетов, реализация проектов.
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная. Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов.
Речевое развитие Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения.
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная.

 

познавательно – исследовательская, игровая.

Рисование, лепка, аппликация, ручной труд, реализация проектов.

 

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

 

Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям

 

Социальнокоммуникативное развитие :

  • Развитие игровой деятельности;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувста принадлежности к мировому сообществу;

 

Познавательное развитие

  • Сенсорное развитие;
  • Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности;
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Формирование целостной картины мира;

 

Художественноэстетическое развитие

  • Развитие продуктивной деятельности(лепка, рисование, аппликация, художественный труд);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству»

Речевое развитие

  • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей ( лексической стороны, грамматического строя речи , произносительной стороны речи; связной речи – диалогическая и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

 

Физическое развитие

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

 

Перспективное комплексно-тематическое планирование

1 полугодие