ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для воспитателей "Оформляем уголок природы"

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Цент развития ребёнка - детский сад № 169»
 
 
 
 
Консультация
для воспитателей
«Оформляем правильно уголок природы в средней группе»
2017/2018 учебный год
 
 
                                                           Подготовила:
 воспитатель  Кришталь О. А., ВКК
 
 
 
 
 
 
 
город Воронеж
2018 год
 
«Природа – это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания»  И.В.Гете
Для того чтобы ребёнок научился понимать природу ДОУ создаются уголки природы.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать:
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Требования при организации в ДОУ уголков природы:
·        уголок природы должен быть ярким и красочным;
·        стеллажи, полки обязательно закреплены;
·        расположение с учётом естественного освещения.
·        недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей;
·        оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками;
·        природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве;
·        разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.
·        оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
 
Уголок природы  условно  составляет  3 зоны:
-живой уголок ;
-уголок экспериментирования;
-календарь природы;
Всех обитателей  живого уголка можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, вторые вносятся на короткое время)
Комнатные растения уголка средней группы должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приёмами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щёткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. Это обыкновенная герань, фикус, бегония, бальзамин, хлорофитум, кливия, примула.
 
Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осенью:
-Букеты осенних цветов в вазах;
-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
Зимой: -Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
-Ветки деревьев и кустов в вазах;
-Экибаны, поделки детей
Весной: -Ветки деревьев и кустарников в вазах;
-Ящики с рассадой;
Летом: букеты цветов в вазах.
 
Инвентарь для ухода за комнатными растениями:
--лейки для полива растений;
-тазики для воды;
-палочки для рыхления;
-тряпочки;
-губки;
стаканчики для отростков, для рассады;
-пульвелизатор.
Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для уголка экспериментальной деятельности и опытов. Это: растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы); предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья); увеличительные стёкла, магниты

Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни.
Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые явления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.
Поскольку наблюдения за объектами природы проводятся в детском саду каждый день и воспитатель осуществляет перспективное планирование, он заранее заготавливает необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и приклеивают его в окошко соответствующего цвета.
 
В уголке природы необходимо иметь:
- материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, ракушки, сухие листья, камушки) и бросовый для ручного труда ( флакончики , крышки, коробочки,  фантики
- дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Четвёртый лишний: животный и растительный мир», «Чьи детки?»,  «Вершки-корешки», « Грибы-ягоды»,  « Назови часть растения», « Кто Я», «Узнаем живой мир»,  «В лесу».
-демонстрационный материал: «Птицы», «Высоко в горах»,  « Листья плоды», «Мамы и детки», «Насекомые»,  «Животные средней полосы», «Домашние животные в картинках», « «Овощи в картинках», «Дикие животные в картинках»,  «Рассказы по картинкам: осень»,  «Мир в картинках: деревья и листья»,  «Мир растений и грибов: цветы и деревья»,  «Мир растений и грибов: фрукты и овощи»,
-раздаточный материал: лотки, сигнальные карточки.
Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка. Этот персонаж может появиться однажды с интересным или необычным подарком: особенно ярким осенним листочком, корзинкой сладких яблок для малышей, роскошной рябиновой гроздью, которую потом засушат на корм птицам. Сказочный герой остаётся жить в уголке природы, внося в естественную среду элемент волшебства и фантастичности, что очень нравится детям. Общение с этим персонажем может превратиться в традицию: дети гораздо охотнее поделятся впечатлениями о произошедшем на прогулке с любимым героем, чем просто перескажут увиденное по просьбе воспитателя.
В повседневной жизни  детей средней группы уголок природы привлекает к выполнению индивидуальных поручений; со второй половины года организуют дежурство в уголке природы.
 Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении