ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Конспект занятия «Русская народная игрушка».

 

 

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

Формирование целостной картины мира

Старшая группа

Тема: «Русская народная игрушка».

(«Неделя игры  и игрушки»)

Задачи: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (роспись Полхов-Майдана), с керамическими изделиями, народными игрушками; закрепить понятия «орнамент», «ритм». Воспитывать чувство гордости за творчество русских умельцев.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Социализация, Физическая культура.

Материалы и оборудование: Иллюстрации или игрушки с росписью «Полхов-Майдан», кисти, краски, заготовки для росписи.

Ход деятельности

I.Организационный момент.

2. Рассказ воспитателя.

Есть такое огромное село Полхов–Майдан. Оно расположено в Нижегородской области. А вокруг села – леса и поля. Дома стоят в нем очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят только в отведенных местах. И за каждым домом в огороде обязательно стоит еще маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня. В ней медово пахнет липой, везде развешен столярный инструмент, стоит верстак, к нему приложен токарный станок. Здесь и вытачивают мужчины из длинных липовых кругляшек фигурки матрешек, грибки – копилки и многое другое. А потом несут их в дом, и женщины – мастерицы берутся за дело.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат. И они становятся белее снега. Затем перышками, кисточками тушью и красками начинают их разрисовывать. И перво – наперво, выводят на каждой свои любимые цветы шиповника. И зимой и летом, когда случаются солнечные дни, весь Полхов – Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Снег белый, а игрушки – как полыхающая радуга: в них – малиновое, зеленое, синее, желтое, алое. И все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прожили ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замерзшей речкой Полховкой, и  во дворах.

Для полхов-майданского промысла характерно изготовление и роспись в основном декоративных предметов, которые редко имеют практическое предназначение. Это изделия, имеющие декоративную функцию. Прежде всего это матрешки, а также детские игрушки, комплекты посуды, шкатулки, деревянные яйца и т.п.

3.Рассматривание иллюстраций, изделий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, изделия  из Полхов-Майдана, обращается внимание на выразительность цвета и красоту растительного орнамента.

-В основном местные игрушки, или, как их называют, «майданские тарарушки», отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить — на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

4. Чтение художественной литературы.

Стихи о Полхов-Майдане

 

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

И яркие краски

Сочны и просты.

 

 

5.Пальчиковая игра. «Ягодки»
Чуть приподнять перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть  другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

6. Дети выполняют упражнение «Веселые узоры» красками: ягоды — приемом тычка, листья — приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью, так, как это делают народные мастера.  В праздничных и жизнерадостных орнаментах народные мастера отражают любовь к родному краю.

7.Итог. Оценивание орнаментов, выполненными детьми.

В праздничных и жизнерадостных орнаментах народные мастера отражают любовь к родному краю.