Рабочая программа 2015-2016 уч.год
Рабочая программа
группы «Петушок»
/вторая младшая группа/
на 2015/2016 у.г.
Воспитатель:
Колобаева И.В.
Содержание рабочей программы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
|
3 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ | 11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОГЛАСНО КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ И ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ | 15 |
|
15 |
|
16 |
СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ | 16 |
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАННИКАМИ | 19 |
Структура рабочей программы:
- Пояснительная записка;
- Перечень основных форм образовательной деятельности.
- Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.
- Перспективное комплексно-тематическое планирование.
- Программа кружковой работы (если имеется)
- Перспективный план по взаимодействию с родителями.
- План досугов и развлечений.
- Проект на учебный год.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа первой младшей группы МБДОУ «ЦРР — № 169» составлена в соответствии нормативно — правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Письмом Министерства Образования и науки РФ от 08.08.2011 № 03-495 «О вступлении в силу приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448-н»;
- Постановление от 15 мая2013 г. №26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 815 от 21.08.2013 г. «О подготовке к введению ФГОС ДО в Воронежской области»;
- Приказом Управления образования администрации городского округа город Воронеж № 497/01-06 от 14.04.2014 «О введении ФГОС ДО в систему ДО городского округа город Воронеж»;
- Образовательной программой МБДОУ «ЦРР-детский сад № 169».
- Устав МБДОУ «ЦРР – детский сад № 169»;
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественной, двигательной, трудовой, познавательной, коммуникативной, экспериментальной, исследовательской и др.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей первой младшей группы.
Возрастные особенности детей 3-х 4-х лет.
На четвёртом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами — заместителями. Сюжеты игр просты и неразвернутые. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре. Поведение ребенка во многом еще ситуативное. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в младшей группе заключаются в следующем:
- группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей;
- в группе нет национально культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса;
- списочный состав группы: 33 воспитанника
Список воспитанников группы «Петушок» на 2015-2016 у. г.
№ п/п | ФИ ребенка | Дата рождения | Начало года | Конец года | ||
Рост | Вес | Рост | Вес | |||
1 | Беляев Климент | 11.06.2012 | 104 | 15 | ||
2 | Будянский Максим | 15.04.2012 | 95 | 15 | ||
3 | Бычуткин Влад | 19.03.2012 | 110 | 15,4 | ||
4 | Верещагин Саша | 09.03.2012 | 101 | 16 | ||
5 | Герасимова Кристина | 04.06.2012 | 104 | 16 | ||
6 | Голева Кристина | 29.03.2012 | 92 | 13 | ||
7 | Гончаров Максим | 17.01.2012 | 105 | 15 | ||
8 | Грицаенко Настя | 20.09.2012 | 98 | 15 | ||
9 | Данковцева Анжелика | 25.04.2012 | 91 | 13,5 | ||
10 | Евдокимов Александр | 18.08.2012 | 98 | 15 | ||
11 | Ермакова Евгения | 18.08.2012 | 105 | 16,8 | ||
12 | Золотых Дима | 23.03.2012 | 102 | 18 | ||
13 | Игнашев Игнат | 25.05.2012 | 98,5 | 15,5 | ||
14 | Карпицкий Игорь | 16.05.2012 | 108 | 19,3 | ||
15 | Касьянов Самсон | 23.07.2012 | 94 | 14,4 | ||
16 | Косолапов Тимофей | 05.03.2012 | 102 | 18,5 | ||
17 | Кузнецов Леонид | 25.06.2012 | 100 | 17 | ||
18 | Лазукина Алина | 31.05.2012 | 100 | 14 | ||
19 | Ларионова Аня | 10.08.2012 | 92 | 12 | ||
20 | Лысенко Вероника | 29.02.2012 | 93 | 13 | ||
21 | Маковей Евгения | 28.01.2012 | 90 | 12 | ||
22 | Парамонов Данил | 15.05.2012 | 98 | 15 | ||
23 | Петрушина Арина | 23.05.2012 | 98 | 14,5 | ||
24 | Полякова Настя | 12.05.2012 | 96 | 13,8 | ||
25 | Романова Лиза | 19.03.2012 | 97 | 15 | ||
26 | Рудьман Маша | 06.02.2012 | 94 | 14 | ||
27 | Стрельцов Сергей | 23.07.2012 | 93 | 12 | ||
28 | Сухоруков Дима | 22.04.2012 | 98 | 14 | ||
29 | Трубицина Валерия | 16.05.2012 | 100 | 14 | ||
30 | Трунова Дарья | 11.05.2012 | 104 | 15,5 | ||
31 | Швецов Иван | 16.08.2012 | 94 | 12,5 | ||
32 | Шитик Анна | 15.02.2012 | 98 | 18 | ||
33 | Якимова Ксения | 31.01.2012 | 104 | 15,3 |
Социальный паспорт группы
- Количество детей на 01.09.2014 г. – 33, из них:
Девочки –17,
Мальчики – 16.
- Возраст детей:3-4 года.
- Социальная характеристика семей:
Всего семей:33 | Благополучные семьи | Неблагополучные семьи | Асоциальные семьи |
кол-во | 33 | 0 | 0 |
% | 100 | — | — |
Всего семей: 33 | Полные семьи |
Неполные семьи |
||
вдовы/вдовцы | разведенные | одинокие матери | ||
кол-во | 29 | — | 1 | 3 |
% | 87.8 | — | 3.03 | 9.09 |
- Характеристика семей по возрасту
Всего семей: 33 | Молодые семьи до 30 лет | Семьи в возрасте от 30 до 40 лет | Семьи в возрасте от 40 до 45 лет |
кол-во | 5 | 24 | 4 |
% | 15,1 | 72,7 | 12,1 |
- Характеристика семей по количеству детей
Всего семей: 33 | Один ребенок | Два ребенка | Три и более детей |
кол-во | 12 | 18 | 3 |
% | 36,3 | 54,5 | 9,09 |
- Социальный статус семей
Всего семей: 33 | Высокий достаток в семье | Средний достаток в семье | Малообеспеченные семьи |
кол-во | 16 | 17 | 0 |
% | 48,4 | 51,5 | — |
- Уровень образования родителей
Всего родителей: 33 | Среднее | Среднее специальное | Высшее |
кол-во | 1 | 7 | 25 |
% | 3,03 | 21,21 | 75,75 |
Режим дня
В младшей группе организован режим дня, который учитывает особенности развития детей, посещающих данную общеобразовательную группу. Режим дня соответствует возрастным возможностям детей, способствует укреплению здоровья, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Кроме этого, на протяжении всего режима дня предусмотрено проведение образовательной деятельности.
Режим дня |
2 младшая группа |
Прием детей в группе, утренний осмотр, самостоятельная деятельность детей | 7.00-8.00 |
Утренняя гимнастика | 8.00-8.07 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.07-8.30 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.30-9.00 |
Организованная образовательная деятельность |
9.00-9.159.25-9.40
Перерыв 10 мин. |
Подготовка к прогулке, прогулка. | 9.40-11.45 |
Возвращение с прогулки | 11.45-11.55 |
Подготовка к обеду, обед | 11.55- 12.20 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.20-15.30 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, самостоятельная деятельность | 15. 30-16.00 |
Организованная образовательная деятельность | |
Подготовка к уплотнённому полднику, полдник | 16.00-16.20 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке, прогулка | 16.00- 18.30 |
Совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей | 18.30 -19.00 |
Расписание занятий
Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и СанПиН (не более 2 занятий в день 8-10 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
Дни недели |
2 младшая группа «Петушок» (3-4 года) 10 занятий/неделю, продолжительностью 2часа 30 минут |
Понедельник |
9.00 -9.25 – Аппликация/ Лепка (чер) 9.25-9.40- Физическая культура
|
Вторник | 9.00-9.15- Музыка9.25-9.40— Развитие речи/ Чтение художественной литературы (чер) |
Среда | 9.00-9.15- Рисование9.25-9.40- Музыка |
Четверг | 9.00-9.15- ФЭМП9.25-9.40- Физическая культура |
Пятница | 9.00-9.15- Конструирование/ ФЦКМ (чер)9.25-9.40-Физическая культура |
Образовательный процесс проходит с 1 октября 2015 года по 31 мая 2016 года. В середине учебного года (с 13 по 17 января) для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводятся мероприятия художественно-эстетического и оздоровительного цикла.
Учебный план образовательного процесса
Обязательная часть ОП. | Вариативная часть программы.Организованная образовательная деятельность количество в неделю |
Познание:ФЭМП с элементами конструирования
1 ФЦКМ/Позновательно- исследовательская деятельность 1 |
Развивающие игры (речь)/ Этике и гражданское воспитание 1
1 (15мин) |
Коммуникация(развитие речи)Чтение художественной литературы 1
Художественное творчество: Рисование 1 Лепка/Аппликация 1 |
|
Физическая культура (одно на прогулке)3 | |
Музыка 2 | |
Общее количество 10(2 час30 мин) |
Воспитательно-образовательная деятельность в 2-ой младшей группе строится на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, данной рабочей программы и перспективного комплексно-тематического планирования.
В тематическое планирование рабочей программы включены следующие направления развития: социально- личностное, художественно- эстетическое, познавательно- речевое, физическое и образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Образовательные области реализуются в различных игровых образовательных ситуациях, видах детской деятельности, в соответствии с принципом интеграции образовательных областей:
- в совместной деятельности детей и педагогов в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности (НОД);
- в самостоятельной деятельности детей.
Модель организации воспитательно-образовательного процесса на 1 день:
№ п/п | Направления развития ребёнка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие иоздоровление |
-Приём детей на воздухе в тёплое время года;-Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты);
-Гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта) Закаливание (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны, солнечные ванны в летнее время) -Физкультминутки на занятиях, динамические паузы; -Физкультурные занятия -Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная деятельность) |
-Дневной сон с доступом свежего воздуха; Гимнастика пробуждения; ортопедическая гимнастика;-Закаливание (обширное умывание после сна),
-Физкультурные досуги (игры и развлечения); -Прогулка (индивидуальная работа); -Подвижные игры; -Самостоятельная двигательная деятельность. |
2. | Познавательно-речевоеразвитие |
-Непосредственно образовательная деятельность-Дидактические игры
-Наблюдения на природе -Беседы -Целевые прогулки на участке детского сада, -Простейшее экспериментирование |
-Непосредственно образовательная деятельность, игры по интересам-Досуги познавательного цикла
-Индивидуальная работа -Развивающие игры
|
3. | Социально-личностноеразвитие |
-Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы-Формирование навыков культуры еды
-Этика быта, трудовые поручения -Формирование навыков культуры общения и поведения -Театрализованные игры -Сюжетно-ролевые игры |
-Индивидуальная работа-Эстетика быта
-Трудовые поручения -Игры с ряженьем -Работа в книжном уголке -Сюжетно-ролевые игры -ОБЖ – беседы и игровые ситуации |
4. | Художественно-эстетическоеразвитие |
-Занятия художественно-эстетического цикла;-Экскурсии
-Работа в уголке изо деятельности |
-Занятия художественно-эстетического цикла-Музыкально-художественные досуги
-Индивидуальная работа -Элементы театрализованной деятельности (драматизация знакомых сказок, театр на столе) |
Формы организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности |
Физическое развитие | Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы | Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные перебежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, дни здоровья, экскурсии, реализация проектов, групповая непосредственно образовательная деятельность в зале, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, двигательная активность на прогулке, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализация проектов. |
Социально-коммуникативноеразвитие | Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы, продуктивная, трудовая продуктивная. |
Игры с правилами , творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые проблемные ситуации, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов.Игровые проблемные ситуации, беседы, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание художественных произведений, туристические прогулки, экскурсии, викторины, реализация проектов.
Индивидуальные и коллективные поручения, дежурства и коллективный труд, игровые и бытовые проблемные ситуации, дидактические игры, беседы, викторины, рассматривание картин и иллюстраций, слушание и обсуждение художественных произведений, изготовление поделок, создание макетов, реализация проектов. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная) , трудовая, музыкально-художественная. | Наблюде |