ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Продуктивная деятельность в рамках кружковой работы по ручному труду «Творческая мастерская».

Продуктивная деятельность в рамках кружковой работы по ручному труду «Творческая мастерская».

Март.

Тема №. 1 . Весна идет, весне дорогу.

Цель. Знакомство с праздником масленица и традициями масленичной недели. Конструирование куклы – Масленица.

Содержание.

- Закончилась зима и наконец, наступила долгожданная весна. Наши предки знали, что надо уважительно относиться ко всем временам года и поэтому до сих пор мы с вами провожаем зиму и встречаем весну веселым праздником – Масленица.

Беседа с детьми «Что такое масленичная неделя?»

 

- Каждому дню масленичной недели соответствуют свои обряды.

 

Понедельник — встреча Масленицы. К этому дню в деревнях строились снежные города и балаганы. Начинали печь блины, первый блин отдавался нищим. Блин – круглый, как солнце, для того чтобы задобрить Весну.

 

Вторник – заигрыши. Начинаются игры, гуляния, катания со снежных гор, люди ходят  в гости, и угощаются блинами. Самое любимое масленичное развлечение – катание на санях.

 

Среда – лакомка. В этот день тёща приглашает зятя на блины.

 

Четверг – широкий разгул. Устраиваются шумные пиршества, гуляния, кулачные бои, карнавалы и всевозможные развлечения. Очень любили рассказывать в этот день небылицы. Небылица – это то, чего не было. Хотите небылицу послушать?

 

Иду я сегодня в детский сад. Смотрю, сидит птичка на дереве маленькая.  Сковородку крылом держит. А сковорода размером с вашу кровать. И начала  птичка на ветру блины печь. А блины вкусные получаются, да маленькие, как наше окно. Позвала она в гости к себе на дерево своих друзей, чтобы блинами угостить. По всему дереву блины висят. И смотрю, а в гости слон идет, черепаха, носорог, лев. Я спрашиваю: «Вы откуда пришли, не холодно вам?». Они отвечают: «Нет, жарко. Вкусные у птички блины». Вот такая история вышла. Все так и было. Верите?

Дети пробуют сочинить свои небылицы.

Пятница – тёщины вечерки. Зятья приглашают тещ на угощение.

 

Разъяснение слов: теща, зять.

 

Суббота – золовкины посиделки. Новобрачная невестка должна подарить своим золовкам подарки.

 

Прощеное воскресенье – последний день Масленицы. Кульминация праздничной недели. В этот день сжигают соломенное чучело – символ зимы и провожают холода до следующего года. В огонь бросают также остатки праздничной еды, старые вещи, словом, все, что символизирует прошлое. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим Постом.

 

Вопросы. Почему на масленичной неделе пекут блины? Для чего сжигают чучело?

Конструирование куклы «Масленица».

Материал. Шаблон, бумажные салфетки для украшения, деревянная палочка,  восковые мелки, клей.

 


 

Готовую куклу дети вырезают по шаблону и приклеивают на палочку.

Итог. Сегодня мы вспомнили замечательный праздник – Масленица и научились делать куклу-Масленицу.

 

Тема №2. Домовой.

Цель. Приобщение к народной культуре и русским традициям. Изготовление оберега «Домовенок».

Содержание.

- Ребята, вы умеете здороваться?

Ответы детей.

- А хотите, я научу вас здороваться так, как здоровались на Руси наши предки. По старинному русскому обычаю, когда приходили в гости кланялись, приложив руку к сердцу.

-Здравствуй, батюшка!

 

- Здравствуй, матушка!

 

Беседа.

- Раньше люди жили в домах, которые назывались избами. Строили их из дерева и многие предметы в доме, и мебель, и посуда тоже  были из дерева. В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи  можно было спать.  Русская печь – это лучшее лекарство от любой болезни. Считалось, что за печкой живет Домовой. На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой - это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Домового называли «Хозяином», «Дедушкой – соседушкой». Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает  разные неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду.  Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. На дорогу бросали лапоть и приговаривали: «Домовой, домовой, садись  в лапоть, поезжай за мной!»  Домового можно задобрить, для этого нужно оставить ему блюдце с молоком и кусочек пирога.

Игра «Готовим пироги».

Цель. Упражнять детей в оформлении пирога по предложенному рецепту.

 

Дети работают в паре, оформляя пироги для угощения домового.

- Но если пироги придутся не по нраву домовому, он может рассердиться и немного пошалить.

Подвижная игра «10 домовят».

- У многих из вас дома есть игрушка, изображающая домового (демонстрация игрушки). Считается, что такой оберег, принесет в дом богатство и удачу.

Рассматривание оберега.

Педагог предлагает вниманию детей оберег в виде игрушки - домового, рассказывает, для чего используют мешковину, зерна и семена растений.

- Мы сегодня попробуем сделать оберег для дома самостоятельно. А украшать и наряжать, будем Домовенка Кузю из известной сказки.

Работа с подгруппой детей по изготовлению оберега.

Материал. Изображение домового для каждого ребенка, лоток с раздаточным материалом – шерстяные нитки, ткань, ножницы, клей.

Дети рассматривают изображение домового (шаблон)  и украшают его деталями из ткани и шерстяных ниток.

 

 

Итог. Сегодня мы познакомились с домовым, узнали, почему нужно дружить с хозяином дома, и приготовили  подарок – оберег. А  вы, ребята, можете дома вместе с родителями изготовить для домовенка подружку – девочку домовушку.

Работы детей и родителей.

 

 

 

 

Тема №3. Богатыри земли русской.

Цель. Приобщение к народной культуре и русским традициям. Конструирование из бумаги изображение богатыря в технике оригами.

Содержание.

- Широка и необъятна земля наша русская. Всегда славилась родная земля богатырями. Каких русских богатырей вы знаете?

Ответы детей.

Богатырь Святогор;

Микула Селянинович;

Добрыня Никитич;

Илья Муромец;

Алёша Попович;

Дубыня-богатырь;

Богатырка Синеглазка;

Никита Кожемяка.

Богатыри - это люди особенные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д.). Их не страшат злые враги, не страшит даже смерть. Когда богатыри собирались  вместе они становились очень сильными, и победить их было невозможно. О храбрых богатырях сложены пословицы:

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

Педагог показывает детям книгу былин и рассказывает, что почитать о подвигах богатырей можно в этой книге.

Игра на внимание «Да – нет».

На Руси богатыри есть, им всегда хвала и честь? (Да)

Илья Муромец герой, он был самый молодой? (Нет)

Соловья он победил, из автомата подстрелил? (Нет)

Алёша Попович тоже герой он сильный, смелый, молодой? (Да)

Он в Киеве граде дружинником был и Карабаса победил (Нет)

На танках боролись богатыри с врагом? (Нет)

Они воевали со щитом и мечом? (Да)

Гордимся мы нашими богатырями,

хотим ли мы быть такими же сами? (Да)

 

Дидактическая игра «Кони богатырские».

- Богатыри носили на голове шлем, а на теле тяжелую металлическую кольчугу. Одежда для богатыря была очень тяжелой.

Педагог предлагает примерить богатырский шлем.

Игра «Шлем богатырский».

Материал. Фольга для изготовления шлема.

Динамическая пауза.

Дружно встанем – раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и ещё, через левое плечо.

Дружно встанем – раз, два, три

Мы теперь богатыри!

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

 

- Богатыри оставили нам свой наказ:

Любить и защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

- Современные богатыри и наши защитники – это  воины - солдаты, которые охраняют наш покой и нашу мирную жизнь. Совсем недавно, мы поздравляли пап и дедушек. Они тоже служили в армии. Кто-то был летчиком, кто-то моряком, а кто-то танкистом.  Ребята, а как вы думаете пожарного, космонавта можно причислить к богатырям?

Рассуждения детей.

- Сейчас мы научимся делать изображение воина – богатыря из бумаги.

Конструирование из бумаги.

 

Материал. Бумага, ножницы, клей, фломастеры, карандаши цветные.

Примечание. Если изготовить богатырей двух видов, то ими можно играть в шашки и устраивать настоящие шашечные сражения.

 

Дети оформляют изображение богатыря по собственному замыслу: рисуют кольчугу и шлем или в виде военных.

Итог. У нас получилась целая армия богатырей.

 

Тема №. 4 . Солнышко, солнце  выгляни в оконце!

Цель. Знакомство с пословицами и поговорками про солнышко. Изготовление оберега – солнца.

Содержание.

- В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете?

Ответы детей.

Педагог знакомит детей с пословицами и поговорками про солнышко и предлагает определить, что общего в этих пословицах.

·         Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

·         Солнце пригреет — все поспеет.

·         Худо лето, когда солнца нету.

·         Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.

Все пословицы объединяет общее слово «Солнце».

Игра «Какое солнышко бывает?»

Задача детей придумать для солнышка прилагательные, например: желтое, теплое, жаркое, ласковое, лучистое и так далее. За каждое прилагательное про солнышко, ребенок рисует на доске свой солнечный лучик.

- Солнышко – это звезда, которая находится очень далеко от нас. Звезда – солнце такая яркая, что обогревает нашу Землю своими лучами. Именно поэтому происходит смена времен года. Люди всегда благодарили солнышко за тепло, изображали его на одежде, рисовали на стенах в своем жилище, вырезали на деревянных  ставнях.

Рассматривание иллюстраций  по теме «Солнышко», вышивки на русской народной рубахе, деревянной посуды с резьбой в виде солнца.

Изготовление поделки «Солнышко».

- Сегодня мы будем делать оберег - солнышко, которое защит наш дом и принесет в него тепло, мир  и удачу.

Цель. Учить детей завязывать узел – петельку двойной ниткой через палец.

Материал. Шаблон «Солнце», фломастеры – карандаши, нитки, ножницы.

Итог.  Теперь у каждого есть свое маленькое солнышко.

Апрель.

 

Тема №. 5 . Самовар кипит, кому чая налить?

Цель. Знакомство с традицией чаепития на Руси.

Содержание.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

- Глобус.

- Рассматривая глобус можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете?

Ответы детей.

Игра с глобусом.

- На планете Земля очень много стран. В каждой из них люди разговаривают на своем языке. Мы живем в России и разговариваем на русском языке.

Педагог предлагает ребенку раскрутить глобус, показать страну и рассказать на каком языке там разговаривают. Например:

В Италии говорят на … итальянском языке.

В Испании говорят на … испанском языке.

В Японии … на японском языке.

В Англии … на английском языке.

Во Франции …на французском языке.

В Китае… на китайском  языке.

 

- Сколько народов, столько и языков. Чтобы общаться с людьми других стран, надо учить их языки. У каждого народа есть свои песни, танцы, традиции. Как вы понимаете слово – традиция?

Ответы детей.

- Традиция – слово нерусское, оно переводится с латинского языка, как «передача», т. е. передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

Рассказы детей.

- Замечательная традиция собираться всей семьей на вечернее чаепитие. Во многих странах любят пить чай. Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

- И хотя принято считать, что чай пришел к нам из Китая, но на Руси наши предки тоже пили травяные чаи - отвары из листьев разных растений и ягод.

Авторизация

Статистика

Посетители

46464

Зарегистрированные пользователи

195

Сейчас на сайте

1

Количество просмотров

219556

Материалы

2073

Информационно-образовательные ресурсы

  • 1500556781_minobraz.jpg
  • 1500556810_rosobrnadzor.jpg
  • 1500556825_ros-obrazovanie.jpg
  • 1500556840_culture.jpg
  • 1500556854_edinoe-okno.jpg
  • 1500556870_personal-data.jpg
  • 1500556884_telephone-doveria.jpg
  • 1500556900_gos-uslugi.jpg
  • 1500556917_obr-portal.jpg
  • 1501071600_roditel.png
  • 1502808192_logo_vesnik.png
  • 1502811109.png
  • 1503653359_logo2.png
  • 1512663275_info o saitach.jpg
  • 1530527164_Кнопка(1).jpg