ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Математические игры (из опыта работы) Часть 2

Математическая игра – сказка «Винни - Пух и все, все, все».

Содержание.

 

          Сегодня рано утром Винни-Пух проснулся, потянулся и вдруг понял,  что-то не так.

- Может быть,  в доме закончился мед или наступила зима, а я не заметил?  - подумал Винни - Пух.

Медвежонок проверил  запасы меда, затем выглянул на улицу, убедился, что зима еще не наступила, и вдруг понял – потерялась его самая любимая песенка,  и медвежонок отправился ее искать.

- Наверное, песенка спряталась под мостиком? - подумал Винни - Пух и стал  старательно заглядывать под  каждое бревнышко.

 

Игровое упражнение «Мостик».

Материал: изображение мостика из бревнышек с числами от 1 до 10, изображение медвежонка.

Цель. Счет в прямом и обратном направлениях. Определение предыдущих и последующих чисел. Определение четных и нечетных чисел.

Рисунок 1. Мостик.

Дети перемещают изображения медвежонка по словесной инструкции. Например. Последующее число для числа 7. Самое большое число из чисел первого десятка…

Песенки под мостиком не оказалось, и медвежонок отправился дальше.

- Может быть, песенку забрали пчелы?

 

Игровое упражнение «Пчелы и ульи».

Материал: изображения пчел и цветов с примерами, изображения ульев с отверстиями разной геометрической формы.

Цель. Вычислительная деятельность, конструирование из резинок.

 

Рисунок 2. Пчелы.

Дети решают примеры на сложение и вычитание.

 

- Пока пчелы собирали цветочную пыльцу, медвежонок не удержался и полакомился медом.

Рисунок 3. Ульи.

Дети конструируют геометрические фигуры из резинок на планшете.

Рисунок 4. Математический планшет.

 

Подкрепившись, медвежонок пошел дальше.

- Сова очень умная  и, наверное, знает, где искать песенку, - подумал Винни - Пух и отправился к Сове. И тут же в голову медвежонка пришла еще одна мысль.

-  Сова умная,  потому что носит шляпу! Если  у меня будет шляпа, я сразу  найду свою песенку.

 

Игровое упражнение " Головные уборы".

Материал: изображения 6 головных уборов, карточка-код.

Цель. Декодирование информации на карточке - коде.

Карточка - код. Шляпа по счету не 3 и не 5, не зеленая и не украшена перьями.

Рисунок 5. Головные уборы.

 

Дети помогают Винни - Пуху расшифровать карточку и выбирают шляпу для медвежонка.

- Теперь у Винни - Пуха есть головной убор, но вот куда подевалась песенка, он по-прежнему не знает.

 

Игровое упражнение «В гостях у Пятачка».

Материал. Изображения воздушных шаров (9 шаров разного цвета и формы).

Цель. Составление логического квадрата 3х3.

- Винни-Пух решил проведать Пятачка, а заодно спросить, не заходила ли песенка в гости к поросенку. Пятачок играл с воздушными шарами, но тут поднялся ветер и Пятачок подумал, что ветер может унести его шарики и просит вас, ребята, помочь привязать шары.

Рисунок 6. Воздушные шары.

Дети составляют логический квадрат по принципу - цвет и форма шарика в ряду и столбце не должны повторяться.

 

- К сожалению, Пятачок не знает, где песенка медвежонка.

 

Игровое упражнение «Северный полюс».

Материал. Изображения  банок с вареньем, дорога из цветных полосок (полоска равна 1 километру), изображение медвежонка.

Цель. Установление соответствия между  расстоянием и необходимого количества банок с вареньем для его преодоления.

- Может быть, песенка  решила попутешествовать и отправилась на Северный полюс? – подумал медвежонок, - надо проверить.

Задание. До северного полюса 5 километров  и столько же назад. Дорога долгая и медвежонку необходимо взять с собой провизию. Сколько банок с вареньем возьмет с собой Винни-Пух, если известно, что через каждые 2 км он должен подкрепиться и съесть банку варенья.

Рисунок 7. Схема для решения задачи.

Дети решают задачу и определяют количество банок с вареньем.

 

-На Северном полюсе песенки не оказалось, где же ее искать?

 

Игровое упражнение «Лабиринт».

Материал. Лабиринт с изображением зарослей чертополоха.

Цель. Перемещение по лабиринту.

- Может быть, песенка в гостях у ослика? Чтобы добраться до ослика надо пройти через лабиринт чертополоха.

Рисунок 8. Лабиринт.

Дети перемещаются по лабиринту, называя направление хода.

 

- А вот и ослик. У него прекрасное настроение и он во все горло распевает песенку Винни-Пуха.

Отрывок из мультфильма.

Конец.

 

Математическая игра – сказка «12 месяцев».

 

Содержание.

- Давным-давно в королевстве Богемия жила  одна девочка, добрая и работящая. Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев. История, которую я вам расскажу, началась под новый год. Мачеха отправила в лес бедную падчерицу за подснежниками. Девочка не посмела ослушаться, и пошла в лес, укутавшись в старый дырявый платок.

Игровое упражнение "Платок".

Материал. Игровизор, рабочий лист с заданием "Платок".

Цель. Определение и конструирование недостающей геометрической фигуры.

-  Сколько дыр в платке?

- В платке 8 дыр.

- Сколько заплаток?

- 7 заплаток.

- На какие геометрические фигуры они похожи?

- Круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, шестиугольник, овал.

Задача детей определить и выложить из счетных палочек недостающую заплатку.

Рисунок 1. Платок.

Дети выкладывают из палочек трапецию.

Игровое упражнение “Лес”.

Материал. Изображения елок с шишками от 1 до 10.

Цель. Счет порядковый и количественный.

- В лесу намело много снега. Бедная девочка совсем выбилась из сил. Вдалеке замерцал огонек, и девочка пошла на него.

Рисунок 2. Лес.

Дети расставляют изображения елок с шишками. Например. На первой елочке десять шишек, на второй елке - девять шишек...

Игровое упражнение “12 месяцев”.

Материал. Изображения месяцев.

Цель. Ориентировка во времени по месяцам года.

- На поляне горел костер, а вокруг сидели братья месяцы.

Рисунок 3. Братья месяцы.

Дети расставляют изображения месяцев на магнитной доске, называют зимние, весенние, летние и осенние месяцы.

Примечание. Для выполнения задания педагог предлагает детям небольшие подсказки. Например. В декабре зима только начинается, поэтому борода у этого месяца самая короткая. В январе морозы становятся крепче и борода у этого месяца длиннее и так далее. Можно использовать пословицы или поговорки.

- Подснежники растут в апреле, а месяцы идут друг за другом. К каким месяцам нужно обратиться с просьбой, чтобы они уступили дорогу Апрелю?

Дети определяют названия месяцев, и показывают их на модели года.

- Апрель подарил девочке подснежники, и она, с полной корзиной, вернулась домой.

Игровое упражнение “Подснежники”.

Материал. Корзины с подснежниками от 1 до 10.

Цель. Состав числа 10 из двух меньших чисел.

Педагог демонстрирует корзину с подснежниками и предлагает детям посчитать цветы.

Рисунок 4. Подснежники в корзине.

Дети считают и определяют количество цветов – 10 подснежников.

Мачеха решила отнести подснежники во дворец и получить за них золотые монеты, а так как она была очень жадная, и денег ей хотелось побольше, стала перекладывать цветы в две корзины, надеясь больше за них выручить.

Рисунок 5. Корзины с  количеством подснежников от 1 до 10.

Дети составляют разные варианты состава числа 10 из двух меньших чисел.

- Наконец мачеха остановилась на одном варианте и понесла корзины с цветами во дворец.

Рисунок 6. Корзины  с одинаковым количеством подснежников.

- Во дворце наряжали елку, и мы, поможем украсить ее к Новому Году.

Игровое упражнение “Гирлянда”.

Материал. Изображения новогодних шаров с примерами на сложение и вычитание.

Цель. Вычислительная деятельность.

Рисунок 7. Новогодние шары.

Дети решают примеры на сложение и вычитание, составляя из шариков гирлянду по принципу – ответ примера является началом следующего.

- Принцесса, увидев подснежники, приказала всем отправиться в лес.  Королевская свита, мачеха с дочкой не посмели ослушаться капризную принцессу. Оказавшись в лесу, они повстречали месяц Январь. Он знал, кто на самом деле набрал подснежники и решил наказать невоспитанную принцессу и обманщицу мачеху. Месяцы стали сменять один другого. Сначала принцесса обрадовалась, она собирала цветы, ела ягоды и ловила бабочек.

Игровое упражнение “Лабиринт тропинок”.

Материал. Изображение лабиринта.

Цель. Передвижение по лабиринту из прямых, кривых и ломаных линий.

Педагог предлагает вниманию детей лабиринт из прямых, кривых и ломаных линий. Дети прослеживают пути хода для каждого времени года.

Рисунок 8. Лабиринт из линий.

- Не успела принцесса опомниться, как опять наступила зима. Стало холодно, а теплую шубку она где-то потеряла. Совсем замерзнув, принцесса попросила прощение у братьев месяцев. А вот мачеха  была наказана по-другому. На три года ее превратили в собаку и заставили служить падчерице.

Игровое упражнение “Собаки”.

Материал. Изображения собак, карточка - код.

Цель. Декодирование информации на карточке-коде.

 

Рисунок 9. Собаки.

Дети расшифровывают информацию на карточках – кодах, определяют, в какую собаку превратилась мачеха.

- По истечении срока она опять стала человеком и больше никогда не обижала падчерицу.