ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Инновационные технологии в развитии речи

                                  «Инновационные технологии в развитии речи»                                                                                               
 
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе.
К сожалению,  большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме. На сегодняшний день ребёнок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
•          Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
•          Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
•          Употребление нелитературных слов и выражений.
•          Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
•          Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
•          Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
•          Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
•          Плохая дикция.
 Чтобы помочь детям научиться  связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни нужно использовать  инновационные   технологии в развитии речи.
 Когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.  
 
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы  украдем у
 наших детей завтра»
Джон Дьюи
 
1. Технология проектной деятельности.
Применение проектной деятельности в работе с детьми по развитию речи относится к эффективному и доступному средству совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, способствующему формированию потребности в речи и её удовлетворению, а также повышению познавательной активности у воспитанников.
 Одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения.
Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности.
    Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
 Особо хочется отметить то, что сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты» завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами с опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, бухгалтера, повара, медицинской сестры, повара, у приглашенных журналистов и др.                                                                                                                             Каждому «юному журналисту» на первом занятии вручался блокнотик, в который позже наклеивались опорные картинки-модели, помогающие ребенку в создании и воспроизведении диалога.
     Моделирование считается в логопедической практике эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью была разработана схема-подсказка для ведения диалога (прил). Схема-подсказка состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
 
Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты»
Цель:
•          развитие связной диалогической речи, коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
1.         расширять и активизировать словарный запас старших дошкольников;
2.         закреплять навыки ведения диалога;
3.         развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование и атрибутика к игре «Мы – журналисты»
Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны .
Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»
1.         Подготовительная работа: изготовление атрибутов, предварительная речевая подготовка, чтение произведений, тематические беседы, обогащение словарного запаса, дидактические игры.
2.         Творческие задания, командировки.
3.         Творческие отчеты.
4.         Выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки».
 
Игра «Полезные советы»
(для родителей)
Предложите ребенку на время, пока вы заняты домашними делами, стать радиожурналистом и провести передачу «Полезные советы». В передаче могут быть рубрики: «Как сварить суп», «Как пожарить картофель», «Как погладить брюки», «Как пришить пуговицу» и др.
 
   Игра «Звукооператор»
Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности.
Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например, подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др.
Кроме того, необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказка о царевиче и драконе» она может начинаться так:
В далекой – далекой сказочной стране жил был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом).
 
 
 
 
 
 
                                                ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА В ФОРМЕ ИНТЕРВЬЮ
 
№ п/п
Картинка-символ
Тема речевого высказывания
Варианты речевых обращений
 
1
 
 
 
 
Вход в диалог
Приветствие
 
- Здравствуйте!
- Добрый день (утро, вечер)!
- Мы рады встрече с вами!
- И др.
2
 
 
 
 
 
 
 
Цель
 
-          Разрешите задать Вам несколько вопросов?
-          Мы хотим побеседовать с Вами о …
-          Расскажите нам, пожалуйста, о …
3
 
 
 
 
 
 
Рассказ о работе (профессии)
 
-          Чем Вы занимаетесь?
-          Что Вы делаете?
-          Что Вы можете рассказать о своей профессии?
4
 
 
 
 
 
 
 
Обучение данной профессии
 
-          Где учились …?
-          Кто Вас научил?
-          Долго ли Вы учились?
5
 
 
Рабочие инструменты
 
-          Какие инструменты Вам нужны?
-          Чем Вы работаете?
-          Расскажите о своих помощниках в работе?
6
 
 
Отношение к профессии
 
-          Любите ли вы свою профессию?
-          За что Вы любите свою профессию?
7
 
 
 
 
 
Фото на память
 
-          Разрешите с Вами сфотографироваться на память?
8.
 
 
Выход из диалога.
Выражение благодарности.
прощание
 
 
-          Вы очень интересно рассказали …
-          Спасибо вам за рассказ.
-          Нам понравилось…
 
                                                                      
         
2.Технология развития детского речевого творчества.
 
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трёх строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.
Правила составления синквейна:
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.
Пример синквейна «Наша группа».
Наша группа
Весёлая, дружная
Учимся, играем, танцуем
Наш любимый край
Мы — дружные!
Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные)
слова-признаки (прилагательные)
слова-действия (глаголы)
слова-предметы (существительные)
Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..
Педагоги, применяющие в своей работе метод синквейна, заметили, что синквейн способствует развитию критического мышления.
Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли. «Значение слова есть феномен мышления»,- писал известный советский психолог Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь».
 Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:
1. Котёнок
Чёрненький, пушистенький
Играет, спит, ест
Он мой друг
Домашнее животное
2. Дом
Большой, красивый
Защищает, греет
Нужен всем людям
Убежище
3. Арбуз
Круглый, вкусный
Катится, растёт, зреет
Арбуз – это большая ягода.
Лето
Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»
Семья
Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)
Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!
Выводы о синквейне:
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Составить синквейн получается у всех.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
 
3 . ИКТ
Компьютерные программы по развитию речи:
"Игры для Тигры" (Развитие речевого дыхания и фонематических процессов. Развитие основных речевых навыков. Формирование словаря и грамматического строя речи.)
 
 "Баба Яга учится читать" (Развитие слухового восприятия. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Знакомство с алфавитом. Профилактика нарушений письменной речи. Формирование образа буквы.)
 
Игры «Уроки Мудрой Совы» на сайте детских компьютерных игр Логозаврия (http://www.logozavr.ru). Это виртуальная школа, где можно в игровой форме приобрести знания, умения и навыки, которые помогут успешному обучению в реальной школе.
 
   Игра: «Учимся говорить правильно»