ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Выступление Черных М.Т. «Методика Фесюковой» (педсовет от 28.02.16)

Методика Фесюковой

В последние годы широкое распространение получила методика работы со сказкой, предложенная Л. Б. Фесюковой, использование которой способствует развитию образного и логического мышления ребенка, его творческих способностей, помогает подготовить его к школе. Автор предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)

Суть нетрадиционного подхода к работе со сказкой состоит в обучении детей оригинально, необычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка.

Один из разделов методики Л. Б. Фесюковой носит название «Речевая зарядка». Его цель: развитие связной, логичной речи, расширение словарного запаса, развитие эмоциональной, образной, красивой речи.

Этому способствует использование различных приемов и методов:

  • придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;
  • подбор рифм к словам;
  • конструирование слов, словосочетаний и предложений;
  • объяснение этимологии слов;
  • систематизация слов по обобщенным признакам;шифрование названий сказок и др.

Особенно ценными представляются рекомендации автора по работе с детьми над сочинением сказок. Это объединение двух коротких сказок в одну с новым сюжетом, постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется в процессе создания сказки. Автор предлагает использовать прием «перевирания» сказки, когда детям предлагается вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию. Представляет интерес сочинение сказок, в которых предлагается свести героев различных произведений. Например, трех поросят, Волка и семеро козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу.

Развитию связной речи, воображения и творческого мышления способствует продолжение начатой сказки, когда педагог придумывает начало сказки, а дети ее продолжают. Можно разделить детей на группы и предложить одной из них придумать счастливый, а другой печальный конец.

Л. Б. Фесюкова предлагает различные пути создания сказок вместе с детьми. Это «Сказка от считалки», когда с детьми разучивают наизусть считалку, обыгрывают ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагают загадочное начало, идущее от ее содержания Дети продолжают. По такому же принципу создается «Сказка от загадки».

Представляет интерес такие виды детских сказок, как «Спасательные ситуации в сказках», «Сказки от просто стишков», «Сказки от фантастических явлений», «Сказки о бытовых предметах», «Сказки про игрушки», «Сказки про самого себя»

Эффективным методом развития связной речи является прием «Сказка продолжается», когда после чтения сказки задается вопрос: «А что потом? » и дети придумывают дальнейшее развитие сюжета.

Несколько примеров.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок — «Изнеженность -достоинство принцесс…»

Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным — научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Автор предлагает лишь модель, образец работы со сказкой, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя в целях гармонического развития детей. Важно то, что данная методика может быть использована как в работе с детьми с нормальным речевым развитием, так и с детьми, имеющими те или иные нарушения речи. Тот, кто использует данную методику, может легко перестроиться, творчески переработав ее на любое важное для него направление. То есть педагог может самостоятельно выбирать те задания и вопросы, использование которых покажется ему наиболее целесообразным, важным в решении задач развития связной речи для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

По предложенному образцу можно составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые педагоги собираются решать со своими детьми.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Коллаж из сказок.

Сказка от смешного стишка.

Сказка от считалки.

Сказка от загадки.

Сказка от грамматической арифметики.

Сказка от фразеологизмов.

Сказка от задачки.

Из сказки — задачку.

Спасательные ситуации в сказках.

Сказки из мусора.

Сказки от МФА (метод морфологического анализа).

Сказки от странных историй.

Сказки от просто стишков.

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.

Сказки от фантастических явлений.

Случайные сказки.

Сказки о бытовых предметах.

Сказки от «живых» капель и клякс.

Сказки о чудищах.

Сказки по смешанным образам.

Сказка продолжается.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Перевирание сказки.

Сказка, но по-новому.

Бином фантазии.

Эксперименты в сказках.

Цветные сказки.

Семейная сказка.

Сериал в сказке.

Решение противоречий в сказке.

Сказки о фантастических странах.

Сказки от шуточных вопросов.

Сказки о любимых игрушках.

Сказки о путешествиях.

Сказки от превращений.

Краткие истории.

Сказки от одного слова.

Сказки о временах года, запахах, звуках.

Сказка по аналогии с известными.

Сказки по комическим рисункам.

Сказки по завуалированным картинкам.

Моделирование сказок.

Сказки с новым концом.

Сказка с середины.

Частица «не» и новая сказка.

Из сказки убежали все глаголы (существительные).

Сказки к волшебным рисункам.

По следам к сказке.

От точек — к сказкам.

Сказка от пословицы.

Гадание на кофейной гуще и сказка.

Гороскоп и сказка.

Имя и сказка.

Сказки про самого себя.