ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Выступление Бурдакиной Т.А. «Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

«Методика формирования связной речи у детей дошкольного возраста»

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и интонационно выразительно.

Связность речи – это связность мыслей. Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.

Известны два основных вида речи: диалогическая и монологическая.

       Диалог – это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Черты диалога – это неполное предложение, яркая интонационная выразительность, жесты и мимика. Для диалога важны умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с вопросом собеседника строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.

      Монолог характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Объяснение, пересказ, рассказ требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи и её словесному оформлению. Важна произвольность монолога, т.е. умение избирательно пользоваться языковыми средствами, выбирать слова, словосочетания и синтаксические конструкции.

 

Детям 3 лет доступна простая форма диалога: ответы на вопросы.

И в этом возрасте педагог развивает навыки диалога:

— учит слушать и понимать речь взрослого;

— учит говорить в присутствии других детей, слушать и понимать их речь;

— учит отвечать на вопросы воспитателя.

 

Постепенно педагог готовит детей к обучению монологу.

 

В среднем и старшем возрасте детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.

 

Обучение пересказу.

 

В младшей группе проводится подготовка к обучению пересказу.

Это воспроизведение воспитателем хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе действий («Колобок, «Репка», «Теремок», рассказы-миниатюры Л.Н. Толстого);запоминание детьми последовательности появления сказочных персонажей и их действий с помощью наглядности.

 

В средней группе при обучении пересказу решаются более сложные задачи:

— научить детей воспринимать не только хорошо знакомый, но и впервые прочитанный текст;

— научить детей передавать разговор действующих лиц;

— научить слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.

 

Методика обучения пересказу детей в средней группе такова:

-вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;

-выразительное чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;

-беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей;

-составление плана пересказа ( воспитателем вместе с детьми);

-повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание.

 

Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.

 

В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа:

— из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;

— дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;

— драматизация детьми литературного произведения.

 

Обучение рассказу по картине и по серии картин.

 

В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к. связного изложения трехлетка составить еще не может, это:

— рассматривание картины;

— ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).

Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и несложные сюжеты, близкие личному опыту детей.

В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.

Методика обучения рассказу по картине детей средней группы:

-подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей);

-рассматривание картины в целом;

-вопросы к картине воспитателя;

-образец рассказа по картине воспитателя;

-рассказы детей.

Воспитатель помогает детям опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.

В конце года вводится план рассказа.

В старшей и подготовительной группе появляется возможность для самостоятельного составления рассказов по серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например: «Заяц и снеговик», «Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках»» Радлова.

В старшем и подготовительном возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

Методика обучения рассказу по картине в подготовительной группе:

-подготовка к эмоциональному восприятию картины;

-лексико-грамматические упражнения по теме занятия;

-рассматривание картины в целом;

-вопросы педагога по содержанию картины;

-составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;

-рассказ по картине сильного ребенка, как образец;

-рассказы 4-5 детей;

-оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.

В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов.

 

Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.

В младшей группе осуществляется подготовка к обучению рассказу-описанию:

— рассматривание игрушек ( лучше рассматривать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду);

— использование элементов фольклора, стихов, песенок, прибауток о данной игрушке, короткие рассказы или сказки о ней;

— рассказ воспитателя об игрушке.

В средней группе дети уже готовы к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках.

Методика обучению рассказу-описанию детей средней группы:

-рассматривание игрушки;

-вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею;

-образец рассказа воспитателя;

-рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя;

-рассказы 4-5 детей по опорным вопросам воспитателя;

-оценка детских рассказов воспитателем.

 

Во второй половине года вводится план рассказа – описания, составленный педагогом.

Как часть занятия можно выделить другие виды работ по теме:

— узнавание игрушки по контуру;

— графические упражнения с ней: обведение предметного контура игрушки, штрихование её;

— рисование данной игрушки, её лепка, аппликация;

— выкладывание разрезных картинок по теме.

Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает.

В старшем возрасте методика обучения описанию та же.

Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети. Например, на занятии было составлено сравнительное описание кошки и мышки. Воспитатель начинает рассказ: «Узнала кошка, что мышка в её доме норку устроила. Стала кошка мышку караулить. Выбежала мышка из норки…» Дети продолжают рассказ, заканчивают его. Если рассказ получился интересный, можно записать его в альбом, а кто-то из детей нарисует к нему иллюстрацию. Можно сделать инсценировку рассказа.

 

Существуют еще рассказы детей из личного опыта. Вводятся они в средней группе, широко используются в старшей и в подготовительной.

 

Из личного опыта.

В среднем и старшем возрасте дети рассказывают о своих игрушках, домашних животных, прогулках, экскурсиях.

Целесообразно коллективное рассказывание (план воспитателя, распределение микротем, воспитатель начинает, дети продолжают). Сюжетную линию намечает педагог, например: «О том, что дети видели на выставке» — «Сначала мы расскажем, как пошли на выставку, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего понравилось».

В подготовительной к школе группе темы усложняются и  существуют виды рассказов:

— рассказы на основе бесед и чтения книг («как звери живут зимой»);

— рассказ на основе сравнений разных времен года («наш участок зимой и летом»);

— рассказ о том, что делали в праздничные и выходные дни, как провели отпуск, где побывали;

— коллективное составление письма (например: Письмо деду Морозу).

 

Творческие рассказы вводятся во второй половине старшей и в подготовительной к школе группе, когда дети овладевают большим запасом слов, грамотным построением предложений, интонационной выразительностью речи.

Варианты творческого рассказа в порядке усложнения:

— придумывание продолжения и завершение рассказа;

— придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя;

— придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем;

— придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.