ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

"Школа юного пожарного" Занятие по ОБЖ с элементами опытнической деятельности в подготовительной к школе группе.

                                                                                                               Занятие по ОБЖ с элементами  опытнической деятельности

по пожарной безопасности

«Школа юного пожарного»

для подготовительной к школе группе.

 

Цель: формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

 - упражнять детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

 - знакомить  детей с огнем и его свойствам;

 - расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

 - закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

 - воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

 - развивать любознательность, память, логическое мышление.

  -поддерживать интерес к опытнической деятельности.                                    

 

Материалы и оборудование:

Карта маршрута, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, свечи, фарфоровые чашечки, пинцет, стакан с водой, огнетушитель, баночки с песком, с сахаром, краски, иллюстрации о причинах возникновения пожара, мяч су-джок, телефон, мнемотаблицы по пословицам, медальки «Юного пожарного».

 

Технологии:

ИКТ, инновационные технологии (здоровьесберегающие, исследовательская деятельность, игровая).

 

Методы и приёмы: наглядный(показ, демонстрация опыта), практический, словесный (рассказ, напоминание, объяснение, художественное слово), игровой (дидактические игры).

 

Планируемые результаты:

дети свободно ориентируются в проблемных ситуациях, пополнили знания о воде, песке, плотной ткани, об огне и его свойствах, знают правила поведения при пожаре, у детей наблюдается устойчивый интерес к исследовательской деятельности.

               

Ход образовательной деятельности

 

1. Организационно-мотивационный момент

 

 Загадка про пожар и про пожарных.

 

С гривой рыже-золотистой

Скачет конь по крыше быстрый,
Где промчится – угли, дым,

Пепел саваном седым.
Очень страшен, пышет жаром,

А зовется он …

(Пожаром.)

 

Вот вам ещё одна загадка.

 

 Смел огонь, они смелее, 
Он силен, они сильнее,
Их огнём не испугать,
Им к огню не привыкать! 
(Пожарные)

 

2. Мотивация

 

-А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить?

Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе  перед их открытием.

 

-А вы хотели бы стать юными пожарными? ( Хотим.)

 

Для того, чтобы стать пожарным, необходимо много знать и уметь. Поэтому я вам предлагаю пройти учения в «Школе юного пожарного». Девиз школы: «Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём». Повторите девиз.

 

У вас будет маршрутная карта с заданиями. По ней вы должны пройти по всем ступенькам обучения. После успешного прохождения  вы будете зачислены в юные пожарные. Учиться будет нелегко.

 

Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружной). Давайте произнесём клятву дружбы.

 

Аутотренинг.

 

Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:

 

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А ещё в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

 

-Начинаем занятия в «Школе юного пожарного».

 

3. Основная часть (Школа пожарных наук)

 

Вопросы и ответы.

 

Кто такие пожарные? (Это люди, которые борются с огнём.)

Какими чертами характера должен обладать этот человек? (Силой, храбростью, бесстрашием, ловкостью, сообразительностью, решительностью, чуткостью, отзывчивостью, дисциплинированностью, сопереживанием.)

Опасна ли профессия пожарного? Почему? (Могут обжечься, здание обрушиться и т.д.)

Посмотрите и скажите, во что одет пожарный? (Он в каске, в специальном костюме.)

Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.

Зачем пожарному каска? (Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт.)

Ребята, а знаете ли вы помощников пожарных?  (Пожарная машина.)

Вы слышали сирену пожарной машины. Для чего она нужна? (Чтобы на дорогах пропускали пожарную машину.)

 Какие здесь ещё изображены помощники? (Пожарный вертолет, самолёт, поезд.)

Где помогают эти помощники? (Тушат высотные здания, лесные пожары)

Почему пожарные машины и вертолеты красного цвета? (Красный цвет-цвет огня, опасности.)

 

Пальчиковая гимнастика «Красный цветок»

 

Красный цветок, Красный цветок!     (Ладони вместе, пальцы в стороны)

 Вьётся, трепещет его лепесток (Попеременные движения пальцами в                                                                                            «цветке»)

Если не хочешь обжечь ты ладонь,    (Ладони вперёд, пальцы вниз, вместе)

Этот цветок раскалённый не тронь!   (Ладони вниз и хватательные движения пальцами, движения закончить на кулачках  )

Знай, что цветок – это жгучий огонь. (Кулачки вместе, делаем «бутон», который раскрывается в цветок, затем попеременные движения пальцами)

 


 

 I ступень «Лаборатория пожарной безопасности»

 

Воспитатель. Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чём здесь будем говорить, вы узнаете из загадки.

 

Он красив и ярко-красен

Но он жгуч, горяч, опасен! (ОГОНЬ)

 

— Очень давно люди научились добывать огонь. Он приносит пользу людям.  Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д. )

Хотите увидеть огонь? (воспитатель зажигает свечку)

 Можно ли детям зажигать свечу? Чем она опасна? (Дети отвечают.)

Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться. (Нет. Можно обжечься.)

 

Воспитатель. Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы. Часто возникают пожары по вине детей.

 

Серия опытов.

 

Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

 

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

 

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в трёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую засыпает песком, третью накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

 

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.

 

Опыт 3.   Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

 

Опыт 4. «Пожары загрязняют воздух».

Зажигаю свечу, держу над пламенем стекло, затем фарфоровую чашечку. Это материалы, которые не расплавляются, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время будет видно почернение (покрылось копотью). Предлагаю детям (когда материалы остынут) коснуться пальцами почернения и убедиться, что оно пачкается.

Вывод. Опыт показал, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

 

Физкультминутка «Пожарная машина»


 


Пожарные машины

Ритмично шагают на месте.

Спешат на помощь людям.

Руки на поясе, повороты туловища вправо и влево.

 

Там, где пожар случится,

Ритмично прыгают на обеих ногах.

Расчёт пожарный нужен.

Ритмично шагают на месте.

 

Гудят, торопятся машины,

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака

 

И трутся о дорогу шины.

Потирают ладонь о ладонь вертикально.

 

Все видят яркий красный цвет,

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.

 Все слышат звук тревожный.

Ритмично прыгают на обеих ногах

 

И для пожарных путь открыт.

Ритмично шагают на месте.

 Им и без правил можно.

Постукивают кулачком о кулачок.

 

Готова лестница и шланг.

Ритмично приседают.

 Готовы люди к бою.

Руки на поясе. Повороты вправо, влево.

 

Идут герои на огонь,

Ритмично шагают на месте.

 Чтоб нас спасти с тобою.

Ритмично хлопают в ладоши.

 


 

Воспитатель. Первую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.

 

II ступень «Информационная»

 

Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара? (Спички, угольки, электрические приборы др.)

 

Воспитатель. Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём, с электроприборами. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая спичка, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

 

Дидактическая игра «Огнеопасные ситуации»

 

 На каждой  картине нарисованы  ситуации  поведения при пожаре. Давайте их рассмотрим.

 

 Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

-  На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

-Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.  

- Правило пятое: Приятно  в лесу посидеть у костра ,когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

 

 - Если ребята  мы будем соблюдать эти правила то  с нами некогда не случится беды.

-Ребята, огонь бывает разным. Давайте вспомним слова-определения к слову «огонь».

 

Д\Упр. «Подбери слова» (с мячом су-джок)

 

Разный, удивительный, волшебный, большой и маленький, опасный и полезный, безжалостный, бывает добрым  злым, тихий, приветливый, хороший, полезный, верный друг, вечный огонь, грозный, хищный, ненасытный, страшный, коварный, бледно-желтый, ярко-красный, рыжий.) 

 

Воспитатель. Вторую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.

 

III ступень Диспетчерская пожарной службы

 

Воспитатель. Мы с вами в диспетчерской пожарной службы. Как вы думаете кто здесь работает?

Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, диспетчер выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.

 

Воспитатель.

 - Какой номер мы должны набрать по домашнему телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

-А с мобильного телефона? (112)

-Какой номер службы МЧС? (03)

 

Ситуация  «Правила вызова пожарных»

 

Смело трубку в руки взять,«01» суметь набрать

И назвать еще потом: город, улицу и дом,

и квартиру, где живете,и с каким она замком,

 и еще сказать «Даю вам фамилию свою,

также номер телефона, у которого стою»

 

Дети по очереди подходят к телефону, набирают номер и называют свой домашний адрес.

 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Правильно набрали номер, точно назвали свой адрес. Но надо помнить, что нельзя баловаться и звонить пожарным по пустякам!

 

-А если произойдет пожар в детском саду, как мы об этом можем узнать? Предполагаемые ответы: услышим звук пожарной сигнализации

-Что мы будем делать? Предполагаемые ответы: выйти через запасной выход, спуститься по лестнице, не толкаясь.

 

Воспитатель. На этой ступени вы узнали очень много полезного. Третья ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.

 

V ступень «Проверка знаний»

 

Вспомним правила безопасного обращения с огнём. А поможет нам в этом народная мудрость- пословицы и поговорки про огонь и пожар. Только они у нас зашифрованы.(выбор по мнемотаблицам)

 

Дорого при пожаре и ведро воды.

И малая искра сжигает города.

Один на пожаре не боец.

С огнем воюют, а без огня горюют.

От искр пожар рождается.

Не шути с огнем - можешь сгореть.

Спички не тронь - в них огонь.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней - огонь.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

Спичка - невеличка. Огонь - великан.

В руках спичка была, да изба сплыла.

 

III Рефлексия

 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Маршрутная карта заполнена. Не передумали быть пожарными? Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.