ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Конспект к занятию "Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает"

 

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

 

Тема: «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает».

 

Цели и задачи: продолжать работу над развитием связной речи детей; пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»; учить детей составлять план басни с помощью мнемотаблиц; понимать с помощью педагога скрытый смысл басни, закрепить знание пословиц, воспитывать нравственные качества личности.

Ход.

1.Вводная часть.

-Ребята, каждый из вас живёт в семье. Назовите членов своей семьи. (ответы детей)

Чтение стихов детьми.
Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Егор

Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нём сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад и мама рада,
Ну а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит, в доме мир да лад!

Миша

Артикуляционная гимнастика 

Жили-были дедушка и бабушка. 
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ — ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой   улыбке, видны верхние и нижние  зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ — ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

А НА ПРОГУЛКЕ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык — под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ И РАЗМЯЛИ ЯЗЫК МЫ, ДРУЖОЧКИ!
Развитие речевого дыхания и голоса.

Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-ох! У-у-у-ух!

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту».

Речевая зарядка.

Произнести предложение: «Мама, папа, брат и я (вдох)—вот и вся моя семья!» (выдох).

2.Основная часть.

-Ребята, мы с вами уже знакомы с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня я вам предлагаю назвать рассказ писателя по отрывку из него.

Д/И «Назови рассказ Л.Н.Толстого»

1.«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем- то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: Она несла большую куклу. »

(Пожарные собаки) .

2.«А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. »

(Котёнок) .

3.«Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел».

(Косточка) .

Речь с движением «Дед»

ВЕРНЫЙ ДРУГ МОЙ- ЭТО ДЕД,             руки прислонить ладонями к груди
ХОТЬ ЕМУ ТАК МНОГО ЛЕТ.
ОН ПРО ВСЁ НА СВЕТЕ ЗНАЕТ                руки в стороны, затем опять к груди
И МЕНЯ ОН ПОНИМАЕТ.
ЛЕТОМ ХОДИМ С ПОЗАРАНКУ              ходьба на месте, «закидывание» удочки
ВМЕСТЕ С НИМ МЫ НА РЫБАЛКУ.
А ЗИМОЙ КАТОК НАС ЖДЁТ:                 изображают скольжение на коньках
ШАЙБА, КЛЮШКА, СКОЛЬЗКИЙ ЛЁД.
А ВЕСНОЙ РАСТИМ ЦВЕТЫ,                   изображают копание, побелку
БЕЛИМ ЯБЛОНИ, КУСТЫ.
Я ОТКРОЮ ВАМ СЕКРЕТ:                         обе руки вперёд, большой палец вверх
У МЕНЯ ЧУДЕСНЫЙ ДЕД!

 

Работа с басней.

— Очень хорошо, когда в семье все любят друг друга, но иногда происходят неприятности, раздоры, неурядицы. Давайте послушаем басню Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Словарь.

Невестка- жена сына.

Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Батюшка- отец.

Матушка- мать.

Беседа по содержанию басни.

-Что произошло с дедом?

-Как проявлялась старость у деда? (ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было).

-Как обидели деда в семье? (его не сажали обедать за общий стол, а давали еду за печкой).

-Что случилось во время еды за печкой? (он разбил чашку с едой).

-Как во второй раз обидела невестка деда? (она сказала, что он всё в доме портит, и что теперь она будет давать ему обедать в лоханке).

-Как можно назвать поступок невестки? (недобрый).

-Что сделал сын в ответ на жестокость родителей? (он стал мастерить лоханку для того, чтобы в старости кормить из неё родителей).

-Как можно назвать поступок Миши? (поучительный, умный).

-Почему заплакали отец с матерью? (им стало стыдно).

-Чему Миша научил родителей? (он научил , как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).

Повторное чтение басни и составление мнемотаблиц.

1.Дед стал стар.

2.Сын и невестка дважды обидели деда?

3.Поучительный поступок мальчика.

4.Раскаяние сына и невестки.

3.Заключительная часть.

-Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Д/и «Закончи пословицу»

Не смейся над старым — сам будешь стар.

Придет старость — придет и слабость.

Старость не радость, не красные дни.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Коли в семье лад, так не надобен и клад.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Мир в семье любовью держится.

4.Итог занятия.

-Что вам больше всего понравилось на занятии?