ГРУППЫ

  • ПЕТУШОК
  • ДЮЙМОВОЧКА
  • ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК
  • РОДНИЧОК
  • ТЕРЕМОК
  • СКАЗКА
  • ЖАР ПТИЦА
  • БЕРЕЗКА
  • РОМАШКА
  • КОЛОКОЛЬЧИК

Консультация для педагогов средних групп "Формирование инициативы средствами занимательной математики"

Консультация

 «Формирование инициативы средствами  

занимательной математики»

 

«Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая

сделать его немного занимательным.»

 

Блез Паскаль

 

  ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группе мы организовали центр занимательной математики.

   Организуя центр занимательной математики, мы исходили из принципа доступности игр детям в данный момент, поместили такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения правил и игровых действий в заданном в игре виде они переходят к придумыванию новых вариантов игр, проявлению творчества.

В течение года, по мере освоения игр, заменяют одни игры на другие, расширяется их ассортимент, вносятся новые, более сложные игры, расширяется разнообразие занимательного игрового материала.

 

Руководство развитием самостоятельной математической деятельности в Центре занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у них инициативы к занимательным играм. Всю работу в уголке я стараюсь организовать с учетом индивидуальных особенностей детей. Ребенок, который составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям. Педагог должен постепенно развивать детскую самостоятельность, инициативу, творчество.

 

   Занимательного материала по математике очень  много:  это и игры, и задачи, и головоломки, и лабиринты, игры с элементами ТРИЗ, тренажёры, и сюжетно – дидактические игры, и шуточные задачи. Поэтому все игры в нашем центре занимательной математики можно условно разделить на 3 группы:

 

1 группа – развлечения.

 

Математические загадки – это замысловатые вопросы или описание какого-то предмета, явления, которое ребенок должен отгадать. Так как загадки математические, в них обязательно будут присутствовать цифры, и надо будет производить вычислительные действия.

 

Например: «Два конца, два кольца, посередине гвоздик».

«Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы

проливает».

 

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо проявить смекалку, находчивость, умение выделить главные свойства.

Например:

«Что тяжелее: 1кг песка или 1кг ваты?»

«Если петух стоит на одной ноге, то он весит 2кг. Сколько будет весить петух, если будет стоять на двух ногах?»

«Сколько лап у двух медвежат?»

 

    Эти задания чаще всего я использую для того, чтобы подготовить детей к интеллектуальной работе, с целью разминки.

 

Ребусы – способны заинтересовать ребенка, помогают лучше запоминать основы математики, тренируют логику, мышление, развивают нестандартное мышление. Ребенок может не только разгадывать ребусы, но и придумывать свои собственные.

Например: 40а – сорока; 100лб – столб; 7я – семья.

 

Головоломки, кроссворды – необходимо выбирать задачи с различным условием и способом решения, чтобы стимулировать поисковую активность малышей.

Например: «Составление предметов по картинкам».

Перед детьми образец. Дети должны, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет.

 

А также:

Математические фокусы; шашки; шахматы.

 

2 группа – логические игры, задачи, упражнения.

 

Игры с элементами ТРИЗ-«Что будет, если…», «Где живёт», «Паровозик», «Хорошо-плохо», «На что похоже?»

 

Палочки Кюизенера – помогут в игровой форме уточнить представления детей о цвете, длине, ширине, высоте; научат сравнивать и измерять предметы; осваивать состав чисел; решать простые арифметические и логические задачи. С помощью палочек Кюизенера детей легко подвести к осознанию отношений «больше – меньше».

 

Математический планшет – позволяет эффективно решать задачи познавательно – речевого развития детей.

 

Блоки Дьенеша – учат детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.

 

Кубики Никитина «Сложи узор» - развивают у детей воображение, внимание, графические способности, учат анализировать, синтезировать, комбинировать.

 

Графические диктанты (рисование по клеточкам) – это увлекательное и полезное занятие для детей. Они развивают у ребенка воображение, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость..

     Лабиринты – часто использую для индивидуальной работы. С помощью них дети учатся логически прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты. Таким образом, ребенок может самостоятельно прийти к верному решению.

 

3 группа – дидактические игры, упражнения.

 

   Они расширят представление детей об окружающем мире, обучат ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.

 

На закрепление навыков счета («Сосчитай утят»; «Помоги мишке решить примеры»; «Реши примеры и раскрась рисунок в соответствующие цвета»; «Раскрась цветок»; «Арифметические цепочки»).

Сюжетно – дидактические игры

«На корабле»; «В зоопарке»; «Магазин»…

 

  Затем сюжетно – дидактическая игра переходит в сюжетно – ролевую игру, где роли уже исполняют сами дети. Затем дети самостоятельно придумывают новую игру, используя приобретенные навыки счета. Воспитатель лишь следит за ходом игровой деятельности.

 

   Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т. д.

 

   Также ведётся просветительская работа с родителями в этом направлении. Использую такие методы и приёмы: информация на папках-передвижках, выставки печатных пособий по занимательной математике, проекты по пополнению центра занимательной математики играми, сделанными детьми и родителями дома.

 

  Каждый ребёнок -маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Задача взрослых помочь ему развить стремление к познанию, научить искать увлекательную пищу для ума.

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!